Спецпроєкти

10 лучших советских авторских фильмов


6

В этой статье мы собрали лучшие образцы советского кинематографа, где четко виден почерк автора, и которые стали признанными шедеврами мирового значения.

Авторское советское кино – феномен уникальный. Ведь в такой социалистической стране, как СССР, ничего “авторского” быть не должно. Все только на благо народа, на благо диктатуры пролетариата. Однако, благодаря серьезной кинематографической школе, Советскому Союзу удалось удивить мир многими фильмами и гениальными режиссерами. Несмотря на жесткую критику, преследования, аресты, травлю в прессе и прочие методы борьбы с “выскочками”, некоторые из них продолжали творить. Таковы, например, биографии Тарковского и Параджанова.

Другие фильмы можно назвать авторскими очень условно, так как они создавались вполне в рамках правящей идеологии и на разрешенные темы, но тем не менее их отличает глубокий замысел, блистательное исполнение и международное признание.

Были, конечно, и другие истории. Например, в первой половине 80-х, и, тем более, во времена перестройки, авторы фильмов почувствовали себя значительно свободнее, благодаря чему возник феномен позднего советского кино. А потом система развалилась и не стало больше ни Советского Союза, ни его фильмов.

Летят журавли

10-luchshyh-sovetskyh-avtorskyh-fylmov_1

Режиссер: Михаил Калатозов

В ролях: Алексей Баталов, Татьяна Самойлова

Жанр: военная драма

“Летят журавли” – первый и единственный в истории советский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Случилось так, что на съемочной площадке этой картины работал еще никому не известный Клод Лелуш, который приехал с туристической группой и решил остаться для участия в постановке. Он был ассистентом оператора. Вернувшись во Францию, Клод позвонил отборщикам Канн, и сказал, что точно знает фильм, который они должны посмотреть. Так кино попало на самый престижный фестиваль авторского кино, где завоевало сразу несколько наград. Трогательный, глубокий и фантастически качественно снятый фильм не должен оставить равнодушным никого.

Правда, в СССР у фильма была не такая радужная перспектива. На картину обрушилась волна критики, а Хрущов обозвал главную героиню “шлюхой”, чем и высказал отношение Партии к этой работе.

Андрей Рублев

10-luchshyh-sovetskyh-avtorskyh-fylmov_2

Режиссер: Андрей Тарковский

В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков

Жанр: биографический фильм-притча

История из 8 новелл о русском иконописце Андрее Рублеве (тёзке Тарковского) в свое время произвела неожиданный эффект в СССР. По сути, с ним не знали что делать. Фильм долго лежал на полке, урезался-монтировался, и в конце-концов, широкий прокат ленты состоялся только в 1987 году уже после смерти режиссера и через 20 лет после создания. В фильме поднимаются религиозно-философские вопросы, а также делается попытка изобразить российское средневековье сквозь призму восприятия художника, человека творческого.

С одной стороны фильм осудили за жестокость, а с другой он получил приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале и хорошие отзывы западных кинокритиков. А исполнитель главной роли Анатолий Солоницын молчал 4 месяца (!) чтобы в сцене снятия обета молчания его голос был осипшим.

Тени забытых предков

10-luchshyh-sovetskyh-avtorskyh-fylmov_3

Режиссер: Сергей Параджанов

В ролях: Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова

Жанр: историческая мелодрама

Фильм-веха. Грузинский армянин Параджанов создал самую украинскую кинокартину в СССР. Режиссер снимал не столько кино, сколько игру цвета и эмоций. “Тени забытых предков” стоит рассматривать как самостоятельное произведение, именно как “картину” кисти Параджанова. Буйство красок, отрывистость повествования, внимание к деталям и необычные костюмы делают фильм не столько кинолентой, сколько видео-артом. Попробуйте посмотреть на него с этой стороны.

Баллада о солдате

10-luchshyh-sovetskyh-avtorskyh-fylmov_4

Режиссер: Григорий Чухрай

В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко

Жанр: военная драма

Еще один фильм о Великой Отечественной. По сюжету молодой солдат совершает подвиг, ему хотят дать медаль, а он вметсо этого едет к матери просто чтобы сказать, что он еще вернется. Фильм был номинирован на главный приз в Каннах, не победил, но получил специальное упоминание жюри. Также картина выиграла британский приз BAFTA за лучший фильм и лучшую мужскую роль, его номинировали на “Оскар” за лучший сценарий. Говорят, что американская актриса Лайза Минелли смотрела фильм 5 раз подряд.

Судьба человека

10-luchshyh-sovetskyh-avtorskyh-fylmov_5

Режиссер: Сергей Бондарчук

В ролях: Сергей Бондарчук, Павел Полунин

Жанр: военная драма

Фильм-дебют Бондарчука-старшего. Поставлен по одноименному произведению Михаила Шолохова. Картина рассказывает о человеке, которому фатально не везло очень долгое время, но в конце концов он получает шанс начать все заново. Лента с успехом прошла по миру, также получив множество наград и номинаций.

Мой друг Иван Лапшин

10-luchshyh-sovetskyh-avtorskyh-fylmov_6

Режиссер: Алексей Герман

В ролях: Андрей Болтнев, Андрей Миронов

Жанр: драма

Это детективный и романтический фильм, по словам самого Алексея Германа, рассказывает о 30-х годах прошлого века. Чтобы воссоздать атмосферу уголовного розыска в то время, Герман с женой проводили много времени в тюрьмах, изучали фотографии, консультировались со следователями, скупали через комиссионки настоящую одежду тех лет. Сценарий много раз дописывался и переписывался. В итоге вышла одна из самых лучших картин, когда-либо снятых в СССР – фильм получил призы на фестивалях в Локарно и Роттердаме, и по праву считается классикой кинематографа.

Сталкер

10-luchshyh-sovetskyh-avtorskyh-fylmov_7

Режиссер: Андрей Тарковский

В ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын

Жанр: фантастическая драма

Картина снята по повести братьев Стругацких “Пикник на обочине”. Советской фантастики такого уровня, как “Сталкер”, очень мало. Это фильм-размышление, фильм-медитация. Фильмы позднего Тарковского отличаются уникальной постановкой кадра и очень неспешным темпом. Динамика здесь, скорее, внутренняя, чем внешняя. Еще интересно, что съемки в “обычном мире” проводились на черно-белую пленку, а сцены в фантастической “Зоне” снимались в цвете, подчеркивая ее значимость для главного героя.

У картины очень тяжелая судьба. Она переснималась трижды, так как пленка горела несколько раз. Многие создатели картины вскоре погибли. Город, где изначально планировались съемки, был разрушен в результате землетрясения. Однако, в результате, лента была названа одной из лучших в фильмографии Тарковского, и одним из главных достояний кинематографа вообще.

Такси-блюз

10-luchshyh-sovetskyh-avtorskyh-fylmov_8

Режиссер: Павел Лунгин

В ролях: Петр Мамонов, Петр Зайченко

Жанр: драма

Фильм 1990 года, перестроечного времени, получивший приз за лучшую режиссуру в Каннах, а также номинированный на “Золотой Глобус” и премию “Сезар”, как лучший фильм на иностранном языке. Здесь снимается Петр Мамонов, который позже был задействован в главных ролях в других фильмах Лунгина, “Остров” и “Царь”. Сценарий для этой картины Павел Лунгин писал уже 40-летним, и так как история была для него очень личной, решил сам заняться постановкой. Фильм отражает дух перестроечных времен через диалог московского таксиста и музыканта-саксофониста.

Асса

10-luchshyh-sovetskyh-avtorskyh-fylmov_9

Режиссер: Сергей Соловьев

В ролях: Натан Эйдельман, Анатолий Сливников

Жанр: музыкальная драма

Главный советский рок-фильм. Здесь звучит музыка “Кино”, “Аквариума”, “Браво” с Жанной Агузаровой. Странноватая, особенно по советским меркам, постмодерная картина, дает начало целому поджанру фильмов, которые снимались в Крыму (даже сиквел сняли – “2-Асса-2”) . Здесь есть и странноватые музыканты, и любовь, и бандиты времен перестройки. А мифов про название фильма огромное количество.

Кин-дза-дза!

10-luchshyh-sovetskyh-avtorskyh-fylmov_10

Режиссер: Георгия Данелия

В ролях: Станислав Любшин, Евгений Леонов

Жанр: фантастическая комедия

Легендарная фантастическая картина в жанре антиутопии. Этот полный иронии фильм плотно вошел в жизнь советского и постсоветского человека. Инопланетные термины используются в качестве восклицаний и приветствий в рунете. Когда место имеет какой-то абсурд в политике или общественной жизни, все его сравнивают именно с пацаками, цветом штанов и иерархией на планете, куда попадают Прораб и Скрипач. А недавно по эскизам Георгия Данелия был создан мультфильм “Ку! Кин-Дза-Дза”, который также с успехом прошел в кинотеатрах.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь