Как “Хоббит” зашел не туда
В прокат выходит “Битва пяти воинств” – заключительный фильм трилогии “Хоббита”. Владислав Недогибченко увидел в нем все ту же постановочную мощь, но не нашел ощущения личного приключения.
Сразу поясним – снять грандиозную битву так, чтобы она заняла 75 процентов твоего фильма и при этом не погрузила зрителя в сон – это отдельное мастерство, в котором у Питера Джексона почти нет конкурентов. И это особенно хорошо ощущается на фоне того, что все это, мы, в общем-то, вроде бы уже видели. Джексон – баталист. В большом сражении он ищет свою эстетику, интересные частные истории и даже выносит его в название фильма. Вот только “Хоббит” ли это?
На фоне “Властелина колец” “Хоббит” начинался как эстетически другая история, гораздо менее помпезная и менее подверженная всему, что можно назвать словом “эпос”. Первый фильм трилогии был достаточно личным приключением, не строящим серьезную мину. Это в нем и подкупало – вселенной с мохнатыми гномами и подгнивающими вурдалаками-орками дух сказочного приключения подходил гораздо больше, чем игра в шекспировские драмы. Камерные истории в “Битве пяти воинств” сменяются гигантоманией.
К чести Джексона надо сказать, что даже на фоне эпических масштабов он как никто другой умеет нащупывать яркие и конкретные образы.
С этой задачей он справляется методично – да, гигантские твари таранят стены, катапульты сносят башни, но самое главное всегда происходит между двумя-тремя персонажами. Где-то между ними бегает и Бильбо – самый главный герой не по количеству экранного времени, но по факту. Да и скрупулезное отношение Джексона к деталям поражает – в качестве статистов у него задействованы настоящие солдаты новозеландских вооруженных сил.
Другое дело, что в самом начале “Хоббит” напоминал насыщенный и увлекательный поход: каждая локация, каждая тропинка в нем была чем-то сочным и уникальным. Оттого в “Неожиданное путешествие” хочется время от времени вернуться. Захочется ли того же с “Битвой пяти воинств” – вопрос.