Спецпроєкти

Записки прошлого: дневники, из которых можно узнать много нового


Редакция bit.ua начинает новую рубрику - о дневниках, которые изменили мир и литературу. «Дневник Анны Франк», 26 томов рукописи Вирджинии Вулф и заметки интеллигента от Витольда Гомбровича – сегодня мы изучаем записи, которые помогали своим авторам выживать: в концлагере, в борьбе с больезнью и в эмиграции.

«Дневник Анны Франк»: о том, как жилось еврейской девочке в период нацистской оккупации

01/2

«В задней части дома», «Убежище», «Дневник девочки» – мемуары о жизни еврейского ребенка в период оккупации фашистами Нидерландов переиздавались многократно и под разными названиями. По официальным данным, гитлеровцы убили около 6 миллионов евреев, а их историю рассказал не известный писатель, а обычная девочка. Анна получила дневник на свой 13-й День рождения и сначала решила вести его для себя. В записях она обращалась к вымышленной подруге (Китти), которой ей так не хватало в реальной жизни. Как пишет сама Анна, «бумага все стерпит», поэтому с ней она делится своими переживаниями, мыслями о любви, обидами на мать. Позже характер её заметок меняется: семье приходит повестка в гестапо и в срочном порядке еще с несколькими евреями они решают спрятаться в замаскированном убежище.

В убежище проходит почти 2 года. Анна слышит по радио выступление министра образования Нидерландов, который призывает сохранять любые документы, которые могут стать свидетельством страданий народа в годы немецкой оккупации – особо ценными считаются дневники. Это вдохновляет Анну переписать и редактировать свой дневник, изменив настоящие имена своего окружения на вымышленные, а также добавляя новые факты.

В августе 1944 года гестапо нашло и арестовало жителей убежища. Анна умерла в концлагере, а из всей семьи остался в живых только отец семейства Отто Франк. Мемуары увидели мир благодаря Мип Гиз, его коллеге, помогавшей обустроить убежище – после ареста ей удалось украсть из убежища тетрадку и ворох исписанных листов. С 2009 года дневник признан объектом Реестра Памяти мира ЮНЕСКО.

Дневники Вирджинии Вулф: о том, как бороться с ударами судьбы и жить моментом

01/3

Свои дневники британская писательница Вирджиния Вулф вела с 1915 года, а последняя запись была сделана за 4 дня до её самоубийства в 1951г. Она делала записи обо всем – людях, которые её окружали, событиях, происходивших в её жизни, произведениях, над которыми работала. Дневники помогали ей справляться с потрясениями: с началом Второй мировой войны возвратились приступы головной боли, вызванной страхом за мужа, который был евреем; позже лондонский дом четы был разрушен во время авианалета.

Тем не менее, заметки Вулф полны юмора, иронии и здравого смысла. Так, например, она рассуждает о том, сможет ли купить новую мебель на доход от своих книг. Или о том, что Толстой вряд ли написал бы «Войну и мир», если бы жил в монастырской келье с замужней женщиной.

Творчество Вирджинии Вулф считают классическим примером «потока сознания» – литературного приема, нелинейно и хаотично передающего чувства, мысли и душевную жизнь героя. Такого же принципа она придерживается в своих дневниках, упоминая, что её преследуют голоса, видения и головные боли – из-за этого она несколько раз пыталась убить себя. К концу жизни ею было подготовлено 26 томов рукописи, судьбу которых она частично предсказала: её муж Леонард прочитал их, отобрал то, что имеет отношение к её творчеству и составил комментарий, в котором дается расшифровка сокращений имен знакомых.

Вирджиния прекращала вести дневник только во время болезней – она была предана ему больше 35 лет. Позже мемуары вышли отдельным изданием в 4-х томах.

«Дневник» Витольда Гомбровича: о том, как работать в эмиграции и заставить других себя ненавидеть

01/3

Тему для «Дневника» польскому писателю Витольду Гомбровичу подбросила сама жизнь. За несколько дней до вторжения гитлеровских войск в Польшу он уехал работать в Аргентину. После окончания войны его творчество на Родине, где правили социалистические настроения, находилось под запретом до середины 1950-х. Поэтому Гомбрович в своих записях начал высмеивать стереотипы польского традиционного историко-национально сознания.Он возмущался тем, что традиционные национальные собрания превращались в фарс, где пели гимн, танцевали краковяк, а потом в торжественной речи вспоминали Шопена, Мицкевича, Вавеля, чтобы за счет их достижений вознести свой патриотический примитивизм.

Многие называют «Дневник» аномальной книгой, поскольку по законам жанра она должна раскрывать подлинную сущность автора, давая читателю возможность посмотреть на мир его глазами. Вместо этого ощущается некоторая дистанция: Гомбрович сознательно решает, какие стороны своей жизни показывать, а какие – скрывать. Одни видят в его записях признаки заносчивости и малообразованности, другие – поиски экзистенциальных смыслов.

«Дневник» Гомбровича был издан в виде трехтомника, который критики окрестили «настольной книгой европейского интеллигента».

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь