Спецпроєкти

Проект «Книголав»: «В Украине катастрофическое положение с чтением»


Ключевые люди, отвечающие за литературно-издательский проект «Книголав», рассказывают о том, зачем они взялись популяризировать чтение в нашей стране, о странной популярности «толстых романов» (вроде «Щегла» Донны Тартт) и о том, почему бумажная книга выживет вопреки всему.

Светлана Павелецкая, PR директор 1+1 медиа

Светлана Павелецкая

О героях для рубрики «Мастриды» 

(подборку книг Татьяны Гриневой читайте здесь)

Мы ищем людей, которые могут стать примером. В лидерстве есть такое понятие, «lead by example», и мы собираем мастриды людей, пример которых может подтолкнуть к чтению. Мы не ограничиваемся отраслью или достижением – у нас есть и поп-звезды, и дипломаты, и топ-менеджеры, и журналисты – все, кто вдохновляют. Мы открыты к новым героям, и всегда рады рассказать о них нашим подписчикам.

О ситуации с чтением книг в стране

Нам в этом плане не хватает всего. Но самое главное – со стороны государства нет понимания, что читать – это важно. А если такое понимание и есть, то его очень хорошо скрывают. В Украине катастрофическое положение с чтением. Мы самая нечитающая страна Европы. Самая. Это значит, что в любой другой читают больше. И теперь нечитающие родители воспитывают нечитающих детей.

Нам необходима комплексная программа, и основными ее элементами должны стать, по моему мнению, «создание потребности», ведь для наших людей потребность к чтению абсолютно не очевидна. И второе – «возможность удовлетворить потребность», то есть книги должны быть доступными и интересными. Это влечет огромный комплекс действий, начиная с реформирования системы образования и библиотек, создания культуры чтения и т.д.

Во многих европейских странах проходят массовые кампании, которые популяризируют книги – и нам это сейчас необходимо, иначе мы окажемся страной с нацией дураков, ведь рассчитывать на то, что люди, которые не читают, смогут вырасти другими – не приходится.

RNS_0228

 Об издательских планах «Книголава»

Мы уже издали ряд книг. Пока это было сотрудничество с нашими друзьями – издательством «Основы». Мы планируем развивать линейку бизнес-книг, детской литературы и заниматься отдельными интересными спецпроектами.

 О том, почему люди продолжают читать книги в переплете

Потому что бумажная книга – это абсолютно другие ощущения. Для меня, например, крайне важно держать книгу в руках, перелистывать страницы – это как бег на дорожке в зале, или бег в парке. Процесс один, а ощущения разные.

 

Артем Литвинец, руководитель книжного направления Yakaboo.ua

Артем Литвинец

О том, что чаще всего покупают на Yakaboo

В ассортименте Yakaboo более 200 тыс. разнообразнейших книг, ежегодно мы продаем около 60 тыс. уникальных книжных наименований всех жанровых направленностей. Есть, конечно, у аудитории и жанровые предпочтения (в основном это современная проза, деловая литература и книги для детей), и четко обозначенный спрос на отдельные книги, т.е. «бестселлеры».  Но в целом спрос есть практически на каждый жанр – было бы только хорошее предложение.

Топ-5 книг за последнее время:

Ренсом Риггз «Дом странных детей»

Джоджо Мойес «До встречи с тобой»

Эшли Вэнс «Ілон Маск. Tesla, SpaceX і шлях у фантастичне майбутнє»

Грегори Дэвид Робертс  «Тень горы»

Борис Ложкин «Четвертая республика»

6

О «хорошей» и «плохой литературе»

Когда я встречаю нового человека, мне, в первую очередь, интересно узнать, какие книги он читает. Ведь на основании этой информации я могу как нельзя лучше сложить о нем свое (субъективное) мнение.  Но говорить о том, что между хорошей и плохой литературой проходит четкая грань (как между умными и красивыми) не приходится. Каждая книга неоднозначна, оценка качества контента  какого-либо произведения всегда субъективна, это действительно «вкусовщина» – хоть, зачастую, литературные предпочтения и служат нам своеобразной системой распознавания «свой-чужой».  Многим читателям на пути к прекрасному нужно пробраться через тонны графомании и сформировать свой вкус, найти «свой» жанр или стиль. Поэтому считаю необходимым оставить критику критикам и больше внимания уделять не вопросу «что именно читают?», а вопросу «почему не читают вообще?».

О необычной популярности толстых романов

Возьмем «Щегла» Донны Тартт, который в прошлом году хорошо расходился даже у нас. Да, это Пулитцер. Да, бестселлер New York Times. Но романов, которым пели хвалебные оды критики, которые «разрывали» рейтинги продаж западных книжных и в итоге проходили незамеченными у нас достаточно много. Заставлял и заставляет до сих пор людей читать этот 800-страничный кирпич тот факт, что «Щегол» сам по себе, в отрыве от наград и регалий, мощнейший и интереснейший остросюжетный роман.

Учитывая, что институт литературной критики в Украине отсутствует, люди чаще всего читают «по совету» тех, чьему вкусу доверяют – друзей, родных, лидеров мнений. Когда ты заканчиваешь «Щегла», то возникает особое безымянное чувство, голос в голове:  «Беги и всем по пути рассказывай про эту книгу!». В итоге нет среди моих друзей человека «Щегла» не читавшего  (в основном, конечно, мою копию, отчего она изрядно поистрепалась). Я «напарил» его всем, кому мог. И все остались довольны. Думаю, что так это и работает – «word of mouth» в действии.

RNS_0218

О маргинальной литературе

Наша задача – предоставить читателю максимально широкий выбор литературы. Оценка спроса на книги такого нишевого и узкого направления может произойти уже после формирования ассортимента,  чем мы сейчас, собственно, и занимаемся. Уверен, что в Yakaboo в ближайшее время будут представлены, например, все книги Kolonna Publications.

В целом, с такими книгами (их еще называют «длинные» – из-за весьма длительного периода оборачиваемости) работать очень сложно – они импортные, достаточно дорогие, спрос на них невелик (в сравнении с более популярными жанрами). Но мы хотим дать доступ нашим клиентам и к таким книгам в том числе – ведь если бы мы выбирали ассортимент Yakaboo исключительно по принципу «хитовости», то из 200 тыс. наименований осталось бы максимум десять тысяч книг.

О потенциале «Книголава»

«Книголав» – очень важная книжная инициатива. Пропаганда чтения, как уникального вида досуга и образования, в Украине отсутствует целиком и полностью, статистика это подтверждает – за последний год более 50% украинцев прочитали ноль книг. Сможет ли проект быть преобразован в мощный инструмент пропаганды чтения в целом и книжного промо в частности (а именно таким я его и вижу) зависит исключительно от инициаторов, т.е. от нас (1+1 media, издательства «Основы» и Yakaboo.ua). Мы же готовы и далее вкладывать в «Книголав» время, силы и ресурсы. Такие проекты не рождаются от простого «хочу», они всегда отображают личную «боль» их создателей. Именно поэтому мы долбим эту скалу – у нас «болит» чтение.

Дана Павлычко, директор издательства «Основи»

Дана Павлычко

О скучных академических книгах

Ми почали свій шлях як академічне видавництво, і це важливий напрямок, який ми хочемо відродити. Будемо перевидавати наші так звані золоті запаси, де є Фуко, Ніцше, Бродель. Але тут нема нічого нудного! Це все шедеври світової інтелектуальної літератури.

RNS_0203-2

О том, как заинтересовать школьников украинской литературой

Все, що ми робимо, націлене на “промо” читання. Декілька років поспіль на чолі з Аньою Копиловою робимо альтернативне зібрання шкільної класики, де ми беремо твори зі шкільної програми і публікуємо з оформленням сучасних українських ілюстраторів. В цій серії в нас є збірка Розстріляного відродження, “Лісова пісня”, “Кайдашева Сімя”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Зараз працюємо над “Тигроловами”, “Містом” і “Чорною радою”.

О миссии издательства «Основи»

Ми видаємо інтелектульну літературу з 1992 року. Редакційна рада в 90-і роки поставила собі за мету дати читачеві незалежної України якісні переклади шедеврів класичної літератури. А також – забезпечити нове покоління студентів навчальними посібниками світового рівня. За останні 6 років ми зробили ребрендинг і почали приділяти більше уваги естетичній складовій, дизайну. Також зараз ми видаємо местецькі видання та альтернативні дитячі книжки.

Сьогодні каталог «Основ» налічує майже чотириста найменувань. Ми активно розвиваємо напрям унікальних за змістом та оформленням книжок, задуманих і створених українськими авторами. Для нас важливо робити власний контент. Зараз працюємо над двома англомовними книжками. Decomunised Ukrainian Soviet Mosaics присвячена українські радянські мозаїці. Ukrainian Erotic Photography – фотоальбом про сучасну еротичну фотографію. Наша мета: робити бездоганні інтелектуальні видання. Моя мрія, аби деякі наші мистецькі книги продавались в найкращих книжкових магазинах світу.

 

Проект «Книголав» на Facebook

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram