Cпецпроекты

Почему Оля Полякова — это современное искусство, которое мы заслужили


1 563 436
Продолжаем вылазки в мир отечественного шоу-бизнеса. Сегодня мы решили поговорить об Оле Поляковой, которая считается одной из самых эпатажных певиц Украины. bit.ua разбирает ее феномен на составные части, сравнивает со знаменитыми произведениями современного искусства (например, с работами Дэмиена Херста и Энди Уорхола) и находит между ними много общего.

Индивидуализм

«Я не такая, я жду трамвая». Эта строчка из песни «Polyakova Style», ставшая народным мемом, на самом деле глубже, чем кажется. Ее словарное определение означает, что собеседник принял говорящего не за того (ту), кем она является; сделал неправильную оценку личности или предложил сделать что-то предосудительное. А если копнуть глубже, то эта фраза может означать подсознательный страх смешения с толпой, потерю индивидуальности. Именно поэтому «Polyakova Style», заглавный трек с альбома «Шлепали шлепки», по сути, является репрезентом и вводит слушателя в мир певицы, но вместе с тем позволяет трактовать главную фразу-рефрен по-своему. Хитрость в том, что обо всех этих скрытых смыслах не думаешь, они впитываются сами по себе под разухабистый баблгам-поп с отсылками к «гангнам-стайлу».

Референс: “Абстрактная картина” Герхарда Рихтера (1986)

Рихтер отказался играть по традиционным правилам «композиции» или “сочетания цветов”, перепробовал всевозможные жанры (портреты, пейзажи, ню, натюрморты, абстракцию и так далее). Одной из самых знаменитых серий его работ стали “Абстрактные картины”. Рихтер переосмыслил абстракционизм и понимал его не просто как художественный хаос, а как возможность рассказать о реально существующих вещах, для которых просто не существует предметных обозначений.

Для “Абстрактных картин” он придумал уникальную методику: на светлый фон сначала нанес простые краски, а затем с помощью громадного скребка размазал их по холсту. Получились замысловатые произведения со множеством дыр, переходов и полос, которые можно изучать месяцами и каждый раз замечать в них что-то новое. Арт-мир, который до этого долгое время отводил Рихтеру скромное место на карте современного искусства, в какой-то момент отдал должное его творчеству: теперь работы художника из года в год ставят аукционные рекорды и продаются за десятки миллионов долларов. Для самого Рихтера подобная “слава” стала чем-то удивительным и абсурдным: к этому всему Герхард точно не стремился.

Самоирония

«Шлепки» — не что иное, как история любовного разочарования. Лирическая героиня сначала встречает мужчину (в соседнем доме), свое тихое и простое счастье, для которого даже необязательно быть при параде, достаточно просто прибежать в шлепках. Идиллия и мечты о счастливом совместном будущем разрушаются, когда наша героиня узнает, что мужчина-то — трепло с женой и тремя спиногрызами за плечами.

После этого, как вполне здравомыслящий человек, не лишенный самоуважения, наша героиня от него убегает. Но магия песни не только в том, что ее сюжет, как говорится, «жиза». Здесь еще подкупает самоирония Поляковой, которая, вместо того чтобы петь о каких-то соплях и предательстве, акцентирует свой побег от женатика так: «когда убегала от тебя без оглядки / шлепали шлепки мои пятки». «Шлеп, шлеп» — эта смешная деталь помогает передать какой-то жизненный оптимизм, благодаря которому даже неожиданные удары судьбы можно переживать с юмором.

И такой фирменной самоиронии в ее песнях и клипах очень много. «Вся любовь осталась в инстаграме», — поет Оля в песне «Люли». «Номер один» вместе с фирменным гротеском в клипе превращается в современную трагикомедию на тему поисков «того самого». А «Любовь-морковь» начинается со строчек «с неба звездочка упала прямо милому в штаны / пусть горит там, где попало, лишь бы не было войны!» — и таким образом в творчество Поляковой прокрадывается злободневность.

Референс: “Акула” Дэмиена Херста

В марте 1992 года в галерее Саатчи была презентована работа Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»: стеклянный контейнер, заполненный формальдегидом, в котором плавала громадная тигровая акула. Это произведение и принесло художнику мировую славу и стало его визитной карточкой.

Пока мировое художественное сообщество по сей день спорит о том, имеет ли право Херст называть себя современным художником (или же он просто мошенник, наживающийся на искусстве), Дэмиен практически в каждую свою работу вкладывает громадную долю самоиронии, будто чучело акулы, бриллиантовый череп или же просто гора мусора в галерее. Он намеренно издевается над титулом “современного художника”, каждый раз пробуя на прочность и без того шаткие границы самого представления о современном искусстве.

Суперблондинка

Образ платиновой блондинки давно припал пылью нафталиновых анекдотов и глупейших стереотипов. Оля Полякова с самого старта карьеры придумала себе альтер эго Суперблондинки, в рамках которого над этим всем успешно стебется, занимается разрушением этого морально устаревшего сюжета. Ее метод — доведение до абсурда образа легкомысленной дурочки, одержимой исключительно собственной красотой и привлечением внимания мужского пола. Очень простой триггер, который, тем не менее, годами продолжает работать и инициирует настоящие баталии в комментариях под клипами на YouTube, где наивные слушатели, принимающие все за чистую монету, сравнивают певицу с безголосой проституткой, а те, кто якобы «поумнее», наезжают на этих узколобых люмпенов.

Сама же Суперблондинка очень четко артикулирует свою позицию: «Мои хиты помогают женщинам обрести личное счастье! Потому что настоящему мужику что-то мешает, но он под них все равно танцует, а ненастоящий — только стоит в стороне и делает вид, что ему мешает. Проверяйте их на пригодность танцами под песни Оли Поляковой!» И ее метод стоит признать вполне рабочим: у того, кто спокойно относится к творчеству певицы, без перегибов в ту или иную сторону, больше шансов оказаться «нормальным человеком».

Референс: “Диптих Мэрилин” Энди Уорхола (1962)

В этом полотне, написанном сразу после смерти дивы, Уорхол объединил сразу две картины. На одной стороне можно увидеть пятьдесят грубо нарисованных и растиражированных портретов Монро, на второй — то же самое, только в смазанном черно-белом варианте. В такой способ художник на контрасте сумел продемонстрировать бледную смерть и конечность существования Мэрилин как человека, но и в то же время намекнуть на бессмертность ее образа, который будет тиражироваться миллионы раз и никогда не исчезнет.

Перевоплощения

Для того чтобы перечислить все образы, которые примеряла на себя Полякова, не хватит и целой статьи. Например, в одном только клипе на песню «Номер один» певица перевоплотилась в соблазнительницу с восточным колоритом, комиксовую женщину-кошку, отчаянную домохозяйку, амазонку и фитоняшку. А ее знаменитый пародийный образ Russian Style с причудливыми кокошниками и стебом над форматом народного костюма, возникший задолго до «известных событий», уже давно стал трейдмарком Поляковой и вырос в отдельного «персонажа», который может существовать даже отдельно от исполнительницы.

Сама Оля в одном из интервью называет этот образ «надэтническим» и говорит, что он «может вызвать вопросы только у тех, у кого есть проблемы с образованием и психическим здоровьем». При этом любое ее перевоплощение — даже невинная фотография в инстаграме в рваных джинсах и норковых тапочках — тут же становится предметом заголовков таблоидных изданий, куда тоже слетаются «неравнодушные» в огромных количествах. В этом случае можно говорить, что цель оправдывает средства. Скучаете по Фредди Меркьюри, ноете на тему того, что поп-музыка стала слишком коммерциализированной и никто на концертах больше не устраивает театральщины? Хочется побольше панка? Тошнит от вездесущего Вакарчука, который пытается порвать футболку на сцене, но у него ничего не получается, и тогда он просто подставляет микрофон залу? 

Вот вам Полякова — украинский Фредди Меркьюри, который не стесняется своих перевоплощений. Даже если это пошлый и затасканный образ Мэрилин Монро с фривольным белым платьем и красной помадой, он все равно сообщает нам что-то важное. Хотя бы то, что все наши идолы мертвы. С этой потерей нужно смириться и пытаться строить новый мир, как это с успехом и делает Оля, песня за песней решающая проблемы закомплексованности, поисков личного счастья и так далее.

Референс: Синди Шерман, серия “Кадры из фильмов без названия” (1984)

Американская художница Синди Шерман уже почти пять десятилетий снимает себя в разных образах, а один из ее автопортретов в 2015-м году был продан на аукционе Christie’s почти за три миллиона долларов. Как это часто бывает, свой творческий метод Шерман отыскала в истории собственного тяжелого детства (самоубийство брата, унижения отца, бедность). Одного рисования для самовыражения Синди не хватало, поэтому она начала (сначала для себя) перевоплощаться в различные образы, часто невероятно причудливые (ведьма или нищенка были еще самыми безобидными). Затем она купила фотоаппарат, а отсутствие денег для съемок моделей решила тем, что начала делать автопортреты в различных образах. Изобретательноcть мышления Шерман и новизна ее подхода быстро сделали художнице мировую славу.

Эротизм

Еще один из методов, которым современное искусство очень часто заигрывает с человеком, намеренно эпатирует его, чтобы вскрыть какую-то неподдельную реакцию, выбить из зоны комфорта. Клипы Поляковой, в которых под короткой юбкой просматривается нижнее белье, она трогает себя за грудь и поет в таких нарядах, от которых у «приличного человека» теряется дар речи от смущения (или возмущения), учат нас тому, что демонстрация своей сексуальности — это не так уж и плохо и стыдно, как кажется. Певица для достижения этой цели намеренно выбирает гипертрофированный, «махровый» эротизм, отсылающий к глянцевой культуре 90-х — начала нулевых, когда женское тело с намеком на обнаженку продавало буквально все на свете, от мобильных телефонов до страхования личности.

Проблема в том, что подобное восприятие эротического превратилось для нас в настоящую родовую травму. Теперь мы, конечно, уже справедливо возмущаемся, когда видим в какой-нибудь рекламе объективацию женского тела, но по-прежнему с трудом говорим о сексе, внешности и так далее. Чего только стоят героини сериала Girls от HBO, которые всеми доступными методами пытаются избавиться от фрустрации и найти новый язык для тех тем, которые раньше были табуированными. Оля Полякова в каком-то смысле тоже продолжает славное дело сериала Girls, только делает это в своем стиле, гораздо более акцентированно и прямолинейно.

Референс: Джефф Кунс “Made in Heaven” (1989)

Серия работ, которые Кунс сделал после женитьбы на итальянской порноактрисе Илоне Шталлер (более известной под псевдонимом “Чиччолина”). “Made in Heaven” включает в себя ряд фотографий (некоторые из них переступают грань с порнографией) и скульптур, посвященных союзу этих двух людей, телесному и духовному.

Перформанс

 

Хрустальный конь в натуральную величину за пять тысяч долларов на выставке украинской моды времен независимости  — «IN PROGRESS. Дрес-код України доби Незалежності». Съемки в рекламе семечек с кокошником из подсолнухов. Выход в свет с живой птицей на голове. Практически вся деятельность Оли Поляковой неразрывно связана с искусством перформанса, которое в ее случае открыто для любых трактовок. Ее эпатаж может говорить как о духовном упадке современной культуры, так и наоборот, восприниматься как средство, которое освобождает общество от зажимов и психологических травм разной степени тяжести. Каждый понимает, как он хочет — в этом и сила певицы как творческой единицы.

Референс: Марина Абрамович “В присутствии художника” (2010)

На протяжении нескольких суток Абрамович сидела на стуле в зале Нью-йоркского музея современного искусства и смотрела в глаза людям, которые садились напротив. Этот перфоманс продолжался 736 часов и за это время художнице удалось встретиться глазами примерно с 1500 людьми. Идею художественной акции можно понимать как угодно, но ее главная идея — это возможность (или даже необходимость) обнажать свои истинные чувства.

 

Если вам мало, можно почитать о том, как Олег Винник стал пастором украинской поп-музыки и зеркалом нашей души.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

1 комментарий

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Ничего себе статейка. За уши притянутые сравнения великих произведений с деграданством Поляковой. Это ж надо какие словесные выкрутасы. Автор реально талантливый человек. Умеет сделать из гамна ......

Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: