Cпецпроекты

Любой дурак так нарисует: ликбез по абстрактной живописи


0 1097 67

28 января отмечалась 106-я годовщина со дня рождения знаменитого американского художника, представителя абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока. Этот автор известен своей техникой «живописи действия»: в середине прошлого века он стал первым, кто начал укладывать огромные холсты на пол и хаотично разбрызгивать по ним краски. В 2006 году одна из его работ – двухметровая картина «Номер 5, 1948» – была продана за $ 140 миллионов на аукционе, став самым дорогим (на то время) лотом в истории искусства.

Абстрактное искусство появилось в XIX веке как реакция на академическую живопись и реализм: художникам просто надоело буквально изображать окружающую реальность и захотелось передавать увиденное через призму своих ощущений. В основе абстракции лежит свобода – и в способах высказывания, и в методах интерпретации. Но в чем же ценность абстрактной живописи и как отличить гения от профана?

Вот несколько советов, которые помогут вам начать диалог с искусством.

Смотрите не на изображение, а сквозь него

Вы, конечно, не провидец или ведьмак (хотя не исключено), но без интуиции в этом деле не обойтись. По максимуму подключите свое чутье и следуйте ему, даже если на картине изображены только две полоски.

Не сравнивайте увиденное с чем-то знакомым

Если вы разглядели в вычурно закрученных фигурах картины распластанного мишку или единорога – это прекрасно: значит фантазия у вас есть. Но в абстрактной живописи не это главное: тут не стоит искать знакомые образы, а нужно открыться для нового визуального опыта и попробовать заглянуть за пределы того, что мы можем видеть физически.

Опишите увиденное словами

Дайте характеристику каждому элементу на полотне – его форме и цветам, линиям. Оцените, насколько они симметричны изображены и гармонично ли объединены между собой. Это изображение статично или динамично? Что вы чувствуете, глядя на него?

Герхард Рихтер. Абстрактный рисунок (726), 1990

Поставьте себя на место автора

Хотя бы на несколько секунд. Художник наверняка создавал эту работу под влиянием определенных факторов – внешних или внутренних. Попробуйте включить воображение и представить, из чего именно родились такие образы и почему они выглядят именно так.

Уделите внимание цветам, оттенкам и их сочетанию

Цвет в абстракциях занимает особое место, ведь именно он зачастую передает общее настроение произведения. Цвета нужно не только увидеть, но и почувствовать. Мастерство абстракционистов заключается в умении таким образом сочетать цвета, формы и текстуры, чтобы выразить их в лучшем визуальном проявлении.

Вам не обязательно должно нравиться

Одно ваше мнение не свидетельствует о мастерстве и новаторстве автора. Не критикуйте сразу. Позвольте работе задать вам вопрос, а не наоборот.

Василий Кандинский. Композиция VIII, 1923

Прочтите биографию художника

Хотя бы в Википедии. Посмотрите, в какой местности он родился, где и у кого учился, в каких художественных объединениях состоял – бекграунд личности поможет понять мотивы к написанию конкретной работы или даже разобраться в его творческой практике в общем.

Не смотрите на часы

Не обязательно стоять перед работой несколько часов, будто вы пытаетесь постичь тайну мироздания. Смотрите на картину столько, сколько захотите – пока это действительно вам интересно. Лучше сосредоточьтесь на «здесь и сейчас», подумайте о том, как это произведение заставляет вас чувствовать себя и какие эмоции хотел передать автор.

Не ждите, что понимание придет моментально

Некоторые приходят в музей посмотреть одну и ту же экспозицию по несколько раз. Считаете их безумцами? А вот и зря.  Восприятие искусства, тем более абстрактного, подвержено множеству обстоятельств. Сегодня у вас куча проблем, а через неделю вы влюбитесь или получите премию – как вы увидите то или иное произведение, напрямую зависит от ваших личных взлетов и падений.

Пит Мондриан. Композиция №10: Пирс и океан, 1915

Смиритесь, что смысла может

Абстрактная работа не всегда имеет четкий месседж или объяснение – художники порой сами не способны растолковать значение своих работ. Как правило, за них это делают кураторы.

Возьмите ответственность на себя

Перед осмотром экспозиции желательно хотя бы мельком ознакомиться с кураторским текстом или узнать, что говорит по поводу выставки сам автор. Однако в большей степени полагайтесь на собственные чувства и опыт. Если же работа не вызвала у вас никаких эмоций – пусть так и будет: еще не создано произведение, которое бы нравилось каждому человеку на планете.

Марк Ротко. Синий и серый, 1962
Марк Ротко. Синий и серый, 1962
Жоан Миро. Красное пятно, 1925
Жоан Миро. Красное пятно, 1925
Пит Мондриан. Композиция №1, 1921
Пит Мондриан. Композиция №1, 1921
Тео ван Дусбург. Композиция VII (Корова), 1918
Тео ван Дусбург. Композиция VII (Корова), 1918
Агнес Мартин. Без названия, 2001
Агнес Мартин. Без названия, 2001
Робер Делоне. Окно в город №3, 1911-12
Робер Делоне. Окно в город №3, 1911-12
01/6
Марк Ротко. Синий и серый, 1962
Жоан Миро. Красное пятно, 1925
Пит Мондриан. Композиция №1, 1921
Тео ван Дусбург. Композиция VII (Корова), 1918
Агнес Мартин. Без названия, 2001
Робер Делоне. Окно в город №3, 1911-12

Обложка: Джексон Поллок. Номер 5, 1948/ www.jackson-pollock.org

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: