Спецпроєкти

Электронная музыка из Южной Америки: кого слушать, на чей концерт пойти


В субботу, 26 октября, в рамках серии вечеринок East Kultur в Киеве выступит аргентинский продюсер/ди-джей с мексиканской пропиской Томас Джексон. Наряду с африканской и азиатской этнической, этно-электронной музыкой в последние годы также происходит бум интереса к подобному аудио-контенту из Южной/Латинской Америки. В этом контексте и в связи с визитом Томаса Джексона проливаем чуть ярче свет на несколько тамошних интересных лейблов, их артистов, вообще, сцену как таковую.

Существует немало отличных импринтов в Европе и Штатах, успешно продвигающих южноамериканский муз-продукт, – английский Far Out Recordings, португальский Enchufada, немецкий Glitterbeat, американский Wonderwheel Recordings и так далее, – но здесь речь пойдет именно о лейблах из Бразилии, Аргентины, Мексики, Чили.

Selva Discos (Бразилия)

Рекординг Selva Discos из Сан-Паулу стартовал около трех лет назад под опекой важного шотландского электронного лейбла Optimo Music. Его запустил довольно известный дуэт продюсеров, ди-джеев, диггеров Selvagem, а сейчас фактически курирует только один из них – Trepanado. Кроме того, с нынешней осени Selva Discos вышли из-под крыла Optimo и дальше, как предприятие, пойдут самостоятельно.

Рельеф импринта – удивительные бразильские редкости прошлого (как сравнительно недавнего, так и 70-80-х), абсолютно адекватные или даже производящие фурор в наши дни. Нередко такие релизы Selva Discos дополняют мощными эксклюзивными эдитами/ремиксами, что набрасывают еще дюжину баллов.

Они начали с «потерянного» альбома 1988 года певицы Марии Риты Brasileira. Деликатеса даже для очень избирательных ушей: тут амазонский фолк, тропический new-age, мистический трайбл афро-бразильских джунглей под пронзительные женские напевы, эстетика 4th World (Джона Хассела и Брайана Ино), а то вдруг синтезаторы 80-х и примитивные драм-машины.

Серди прочего продолжили с прогремевшим макси-синглом Barbatuques «Baianá», где эффектный перкуссионный ремикс выполнил продюсер/ди-джей из Дюссельдорфа Ян Шульте, он же Wolf Müller, и сразу двумя лонгплеями 70-80-х эксцентрика, конструктора диковинных инструментов Фернанду Фалькао.

Наконец, свежий релиз – уникальный сингл 1995-го Tudo Faz Sentido певицы Тасианы Баррос, что спродюсировал и ремикшировал культовый сербский студйиный маг Митар Суботич, aka Suba. Грув Манчестера и вайб Эндрю Уэзеролла рубежа 80-90-х встречаются с бразильской дрим-психоделией.

ZZK Records (Аргентина)

Существующий более декады лейбл, который случился в качестве продолжения андеграундных клубных ночей Zizek Club в Буэнос-Айресе, что, в свою очередь, специализировались на фьюжне корневого и синтетического, бросая в котел кумбию, «цифровую кумбию», реггетон, дансхолл, хоп, bass music и прочее. Кстати, недавно импринт выпустил документальный фильм о тех временах и движении.

На заре деятельности ZZK Records особенно выделились компиляциями с говорящими названиями «ZZK Records Presents The Digital Cumbia Explosion» и «Future Sounds Of Buenos Aires». А в последние годы среди их главных артистов можно назвать знаменитого эквадорского продюсера Николу Круса – автора микса андийских философско-музыкальных традиций и звука распространенных в тех же Андах пан-флейт/свирелей с деликатной электроникой; драм-шаманов из Колумбии MITU; доморощенных аргентинских талантов – Uji, предпочитающего невысокий BPM, и King Coya, использующего танцевальные формы со всей Южной Америки: Carnavalito (Аргентина), Buyerengue (Колумбия), Wayno (Боливия, Эквадор, Перу).

Duro (Мексика)

С данным лейблом довольно близко подбираемся к нашему киевскому гостю Томасу Джексону: пока не о нем, но и территориально, и по духу рядом. Пусть на своих страницах импринт Duro указывает довольно размытые и отчасти ироничные определения курса «Electrónica Rupestre Latinoamericana // Latin American Primitive Dance Music», на самом деле, их путь, так или иначе, вьется вокруг затемненного упругого футуро-диско с примесями пост-панка, спейс-итало, эйсид-хауса и техно.

Опять же, ко-рулевой рекординга Матео Гонзалес, скрывающийся за вывесками Bufi, Theus Mago, Sonido Fantasma (как минимум), может привнести немного аутентичного. А именно кумбии и латино-вайба еще пре-испанской эпохи – в связи с не столь давним альбомом «Mexico 70» имеется еще один неожиданный тэг «electro-prehispánico». Однако вектор одновременно хлесткого и магнетического дарк-диско, да еще с вейв-ощущением 80-х, превалирующий. И не лишь у Bufi, Theus Mago. Также у партнера Матео по руководству лейблом Мойсеса Рамиреса Олверы, ака Moisees, у еще пары мексиканских продюсеров Rigopolar и Tyu, голландца Etcha. Не зря Duro почитают, например, Дженнифер Кардини и Perel, а релизы Theus Mago издают на Ombra International, Kill The DJ и сегодня уже упомянутом Optimo.

К слову, в конце 2019-го лейбл отмечает четырехлетие. Ввиду чего намечается к выходу серия специальных миньонов. Там Duro планируют значительно расширить географию: будут артисты из Франции, Литвы, России, Австрии, Турции, Гватемалы.

Discos Pato Carlos (Чили)

Вдогонку предыдущим мексиканцам чилийский импринт Discos Pato Carlos. Тоже пропагандируют утяжеленное сумеречное диско. Но, отталкиваясь от сего базиса, идут еще дальше – в уже практически неприкрытое техно, EBM, New Beat, нечто почти индустриальное.

Центральные персонажи на лейбле (они же руководители): аргентинская барышня The Chica c эдаким диско-панковым подходом, заставляющим вспоминать чуть ли не Chicks On Speed из 90-00-х; промоутер, ди-джей, продюсер из Сантьяго-де-Чили Андреа Пас, пробирающаяся от ноктюрнал-диско в чащи дарк-вейва, индастриала, дроуна, техно, известная по работе с легендарным Уве Шмидтом; наконец, Алехандро Пас, держащийся стержневого диско-фарватера и некогда входивший в семью немецкого рекординга чилийца по происхождению Матиаса Агуайо Comeme.
Discos Pato Carlos стреляют пластинками редко (в 2019-м, например, всего дважды). Но очень метко.

Tropical Twista (Бразилия)

Еще одна бригада из Сан-Паулу. Правда, довольно сильно отличающаяся от обозначенного выше Selva Discos. На Tropical Twista нет «запыленных и найденных жемчужин», в основном сравнительно новые имена – из Бразилии (преимущественно), Коста-Рики, Парагвая или вообще из Турции да Португалии. И предлагают они более доступный мягкий материал. Парадигма лейбла подразумевает опиатный world beat, электро-фолк, этноделически окрашенные даунбит, даб, хаус. Немного эмбиента и field recordings из Амазонии. Иногда возникает определенный налет эзотерики, мистики: будто отголоски чего-то древнего и загадочного. Показателен новейший сборник от Tropical Twista – «Mamazonia: Odes To The Forest – Vol.2» (вышел 16 октября), кстати, посвященный Амазонии, вернее коренным народам региона, пострадавшим от крупных лесных пожаров.

Выделять конкретных продюсеров нет большого смысла: релизы на Tropical Twista ровные, и их очень много. Все из-за того, что это чисто сетевой, цифровой лейбл. Зато подобная ситуация позволяет троице основателей компании предлагать слушателям часть материала совершенно бесплатно.
Нужно отметить, Tropical Twista не всегда играют в красивую тропическую утопию. Случаются у них и вполне серьезные, довольно глубокие номера. Как вот трек Hasta Morir (versión tambito) от костариканца NILLO из той самой компиляции «Mamazonia: Odes To The Forest – Vol.2».

Umor Rex (Мексика)

Совсем другая грань (около)электронной музыки с базой в Латинской Америке, о которой для широты картины стоит сказать. Сформированный 13 лет назад лейбл из Мехико-Сити Umor Rex и не о танцевальном, и не о фольклорном (за редким-редким исключением). Здесь парад блестящих в мировом масштабе экспериментальных альбомов, затрагивающих области дроуна, эмбиента, минимализма, kosmische, исследований модульного синтеза. Это предельно обстоятельные, часто, по сути, авангардные и при этом чрезвычайно красивые работы. Требующие настоящего меломанского погружения, а не транслирующие этно-экзотику или клубный стафф.

Интересно, что мексиканских и южноамериканских артистов на Umor Rex мало. Сборная экстраординарных саунд-скульптуров со всей планеты: Рафаэль Антон Ирисарри, Карл Остерхельт, Дино Спилуттини, Driftmachine, James Place, M. Geddes Gengras, Фелисия Аткинсон, Алехандро Морсе (вот разве что латиноамериканец). Тем не менее, пройти мимо подобного уровня рекординга в свете темы нынешней статьи непростительно.

Сalypso Records (Мексика)

Ощущение, будто в Мехико и Гвадалахаре сейчас волну дарк-диско и смежных жанров подхватывают очень многие. Отмеченный лейбл Duro, еще одна схожая контора Platino Records. А ведь есть еще звездный Rebolledo, есть оригинал из Венесуэлы Алехандро Молинари, часто болтающийся в тех же краях, есть, наконец, узловой в рамках обзора и грядущего приезда в Украину Томаса Джексона импринт Calypso. Собственно, аргентинец по крови, к переброске в Мексику уже матерый Джексон да коренной мексиканец Иньиго Вонтье его и организовали. Причем Calypso Records не сильно ограничивают себя стилистически – могут и трансогенный трайбл разогнать, и в психоделию провалиться.

Помимо отцов-основателей на лейбле замечены Aristidez из Лимы (Перу), Colossio из Монтеррея, приличный израильский десант (Niv Ast, Rina, Naduve, Middle Sky Boom), захваченный на июльском миньоне «Tel Aviv Flavors». Но самое любопытные происходит в течение последнего месяца. Буквально только что Calypso Records издали прибалтов Plot Pilot и Serial Experiments, а три недели назад выпустили миньон продюсера из…Киева (!) ID UA с ремиксом от самого Томаса Джексона. Такой сюрприз в финале.

P.S. Из новостей не забудем еще свежайший релиз «Calypso Cult», где треки Иньиго и Томаса, с ними и марку мексиканского предприятия презентует знатный канадский рекординг Multi Culti.

***
Танцевальная акция East Kultur: w/ Thomass Jackson состоится 26 октября в клубе Mezzanine. Подробности здесь. Билеты по ссылке.

Автор: Владимир Сиваш

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь