Спецпроєкти

Современный этикет – нормы и правила, которые нужно знать


Современный этикет

Современный этикет – не то же самое, что этикет классический. Правила и нормы современного этикета появились вместе с развитием технологий, а, соответственно, новых привычек. Плюс несколько поменялись общие ценности: сейчас уже не зазорно приходить в современный театр не в платьях и в костюмах-тройках, а в повседневной одежде. Никто не требует от нас использовать миллион столовых приборов во время еды и здороваться со всеми соседями по дому (хотя последнее просто из вежливости делать вполне можно).

Какой же этикет у современного человека? Чем основные нормы современного этикета отличаются от классических? Какие основные принципы современного этикета стоит знать, чтобы не попасть впросак? Ответы на все эти вопросы – в нашей статье.

Современный деловой этикет

Как мы уже вспоминали выше, современный деловой этикет – это не те же самые правила и нормы, которые существовали даже с десяток лет назад. Если раньше считалось нормой ходить в офисы только в деловые костюмы, современная жизнь внесла в правило свои коррективы. Люди начали подбирать более свободные и удобные наряды, оставляя деловые костюмы разве что для важных конференций и встреч. Впрочем, есть вероятность, что в ближайшие годы от классического стиля одежды откажутся практически совсем.

Также поменялись нормы и правила современного делового этикета в связи с изменениями средств связи. Если на рабочую почту еще можно написать довольно поздно (хотя тоже не рекомендуется), то в мессенджерах поздние сообщения считаются моветоном. Хорошим тоном признается вопрос перед записыванием голосового сообщения – может ли коллега сейчас его послушать и удобно ли это ему.

Правда, в разных компаниях есть разные мнения насчет этого: где-то принято тревожить коллегу в любое время. Но в целом все равно лучше спросить заранее, уточнив, к каким нормам привык/-ла собеседник/-ца.

Ну и есть вечные вещи касаемо современного делового этикета. Например:

  • нельзя переходить на ты с новым коллегой, пока вы до этого не договорились;
  • перед приходом в новую компанию лучше заранее поинтересоваться, есть ли у них дресс-код;
  • на собеседование лучше приходить в более официальной одежде;
  • вежливость – ваше все: не забывайте здороваться в официальных переписках; уточняйте, когда клиенту удобнее встретиться, и т.д.

В целом помните, что роль этикета в современном бизнесе остается по-прежнему важней. Не забывайте адаптироваться к новым условиям и быть банально вежливым/-ой: это уже половина успеха.

Этикет современной женщины

Плюсы этикета современной женщины – в том, что она перестает быть должной всем и вся. Ей больше не обязательно носить платья в пол. Необязательно носить в офис плотные колготки под юбку в жару 30+ (хотя, конечно, есть компании, в которых время как будто остановилось и такие требования остаются). Необязательно быть скромной и молча улыбаться, потупив глаза в пол.

Также современный этикет девушек вводит негласный запрет на неуместные вопросы в духе: а когда замуж, а когда собираешься заводить детей и т.п. Сейчас подобные расспросы считаются максимально неэтичными, и девушки/женщины, конечно же, имеют полное право отказаться на них отвечать. Как и обсуждать любые аспекты и планы своей личной жизни.

В целом на этикет современной женщины сильно повлиял феминизм, в том числе третьей волны. Кроме получения избирательных прав и права на образование, женщины обрели возможность самим выбирать подходящую одежду, отказываться от макияжа, ранее считавшегося обязательным, менять длину волос на свое усмотрение и т.д. Конечно же, по этикету для современных девушек, как, впрочем, и для мужчин считается неприличным сквернословить, вести себя вызывающе и т.д. Но это довольно общие правила, которые в целом резонны – хотя с ними в некоторых моментах можно поспорить.

Современный речевой этикет

Речевой этикет в современном мире тоже получил некоторые изменения. Чистая грамотная речь, хорошее произношение – это в моде всегда, как и умение логично и четко изложить свои мысли.

При этом в современный речевой этикет легко вписываются англицизмы, различные нововведения языка. Укореняются в речи – как устной, так и письменной – феминитивы: сейчас писать редактор, когда речь о редакторке, уже не приветствуется.

Кроме этого, язык становится более инклюзивным: мы отказываемся от терминов, признаваемых уничижительными. Например, сейчас слово инвалиды заменяют на люди с инвалидностью – и никаких больше людей с ограниченными возможностями или людей с особенными потребностями. То же самое касается слово гомосексуалисты: раньше оно использовалось в СССР для подчеркивания «ненормальности» ЛГБТКИ+ людей. Сейчас только гомосексуалы – как гетеросексуалы или бисексуалы.

Также по правилам современного речевого этикета не стоит подчеркивать половое различие как влияющий фактор. Не стоит говорить что-то вроде «она получила эту должность, несмотря на то, что она женщина» или «он хорошо ладит с детьми как для мужчины».

Современный молодежный этикет

Вот этикет современной молодежи – пусть он по большей части негласный, но точно актуальный в 21 веке.

Оставьте в покое телефон

Каждый из нас был в подобной ситуации: рассказывая другу что-то важное, мы вдруг понимаем, что он давно потерял нить разговора. Или даже не пытался ее найти. А ведь сами не замечаем, как делаем ту же ошибку. В 8 из 10 таких случаев виноват смартфон.

Болезненный зуд, возникающий после 10 минут отсутствия в соцсетях, заставляет нас срочно бороться с кислородным интернет-голоданием. Мы думаем, что все прекрасно слышим и можем делать два дела одновременно: слушать о проблемах подруги и одновременно ненавидеть новую девушку бывшего, наткнувшись на их совместное фото в «Инстаграме».

Но это не так – мы не просто не можем сконцентрироваться, если отвлекаемся на телефон, но еще и делаем неприятно собеседнику, который сразу замечает невнимание. Еще больше задевает активная переписка с кем-то и рассеянные поддакивания в ответ на вопросы. Просто уберите все гаджеты и не трогайте их, пока разговариваете с близкими. Исключение – срочный звонок. В других случаях помните о правиле современного молодежного этикета – отодвигать телефон подальше, будь то деловая встреча или неформальное общение с друзьями.

Не звоните

Времена меняются, и сегодня телефонный звонок все чаще ассоциируется у людей с чем-то неприятным. «Что-то случилось», – первая мысль, которая приходит в голову, если неожиданно в качестве входящего абонента высвечивается начальник или друг, с которыми мы привыкли общаться исключительно в мессенджерах. Банк напоминает о кредите, навязчивые интервьюеры просят поучаствовать в опросе, школа английского в сотый раз предлагает пройти курс никому не нужного обучения – все что угодно, кроме приятной беседы.

 Из-за этого в профессиональных кругах действует негласное правило: не звонить, если вопрос не горит и его можно решить в режиме переписки. В противном случае это будет расценено как вторжение в зону комфорта и на личную территорию. Даже если об этом не скажут, выводы точно сделают. Лучше напишите: так вы не раздражаете человека своим вторжением и даете ему время подумать над ответом, а не в легкой панике отказываться, чтобы от него наконец отстали.

Конечно, есть рабочие моменты, которые требуют немедленного решения, и нюансы, которые проще объяснить в трубку, но это уже сноски к основному правилу. Иногда нужно элементарно напомнить о себе или систематически подгонять кого-то именно по телефону, а бывает так, что это вообще ваша основная рабочая обязанность. Еще одно исключение – родители и парочка близких друзей, с которыми привычка общаться по телефону вырабатывалась годами и уже не слабее рефлекса собак Павлова. Все остальное – не в радость ни нам, ни собеседнику. Так что не забывайте: этикет современной молодежи – звонить как можно реже.

Отвечайте на сообщения

Речь о все той же переписке в соцсетях и мессенджерах. Принцип «я специально буду вас игнорировать, чтобы показать, какой я крутой» работает только для тинейджеров. Они так самовыражаются, но нам уже не комильфо. Оглянитесь вокруг: хамство, обиды и негатив и так встречаются на каждом шагу. Зачем приумножать? Возьмите за правило отвечать на все сообщения, если они содержат вопрос или сами по себе подразумевают обратную реакцию. Неважно, кого это касается – друзей, коллег или дальних знакомых. Нет времени ответить обстоятельно, а сообщение уже прочитано? Пообещайте ответить в ближайшее время. Но не молчите.

В случае с близкими и друзьями – это просто жест пренебрежения, которого они не заслуживают, а когда общение касается работы – дело еще и в непрофессионализме. Особое удовольствие доставляет читать юмористические посты игнорирующего вас адресата в «Фейсбуке», любоваться фотографиями его собаки, наблюдать за чекинами. И при этом знать, что человек уже три часа назад должен был выслать свою часть работы или хотя бы ответить на ваше тактичное напоминание. Здесь уже и позвонить не грешно в качестве наказания.

Не выносите сор из избы

Нет зрелища более жалкого, чем выяснение отношений в «Фейсбуке» на глазах у всех. Это всегда что-то среднее между «Домом-2» и пресловутой скамейкой с бабушками, которые обзывают проститутками всех подряд. Вместо лобного места – соцсеть, а вместо старых сплетниц – набежавшие на запах жареного комментаторы. Даже если вам в эту секунду очень больно, обидно и вы готовы рассказать всему миру о муже, изменившем вам с лучшей подругой, – посчитайте до ста, выдохните и сотрите свой изобличающий пост до того, как нажмете кнопку «Опубликовать».

Нет зрелища более жалкого, чем выяснение отношений в Фейсбуке

Старая поговорка о соре из избы в век Интернета действует именно для таких случаев. Ни в коем случае не выносите на всеобщее обозрение и обсуждение вопросы, касающиеся личных отношений. Лента «Фейсбука» не должна увидеть никаких скриншотов личной переписки, подробностей разговоров тет-а-тет, безответных признаний в любви, предательств и измен. Это железное правило. Во-первых, так принято в цивилизованном мире, во-вторых, нужно всегда оставаться человеком, и, в-третьих, все подобные истерические выпады могут быть позже использованы против вас. Исключение одно – если произошедшее угрожает вашей безопасности, здоровью и огласка как раз нужна, чтобы найти помощь или добиться внимания СМИ.

Представляйте друзей при встрече с другими

Это правило – классика, с которой почему-то перестали считаться. Оно простое и отнимет всего 30 секунд времени, зато так вы точно не поставите друзей в неудобное положение. Если вы встречаете кого-то знакомого, уже находясь в компании, и при этом не просто здороваетесь и идете дальше, а останавливаетесь, чтобы поговорить, – не забудьте представить людей друг другу. Неважно, с кем вы находитесь – с целой компанией или одним человеком, но если к вам присоединяется, пусть даже на пять минут, другой знакомый, существующая компания имеет право узнать его имя.

Первыми рискнут спросить далеко не все, а стоять с ощущением третьего лишнего не понравится никому. Но чаще всего именно так и случается: забывшись, вы как ни в чем не бывало обсуждаете последние новости с встреченным знакомым, а ваша компания неловко утыкается в смартфон. Вы не оставляете ей выбора. Порядок соблюдать необязательно: просто назовите имена знакомых с дружелюбным вводным «знакомьтесь». Они будут благодарны, даже если в следующую минуту забудут имена друг друга.

Вытаскивайте наушники

В наше время забытые дома наушники – часто синоним плохого настроения на весь день. В метро приходится слушать шум и перекрикивание соседей, на улице – никаких саундтреков прогулки, и жизнь моментально окрашивается в серые краски. Но и срастаться с наушниками – не вариант. Встретили знакомого – сразу выньте из ушей оба наушника. Прохожий жестикулирует и явно хочет о чем-то спросить – достаточно вытащить один. Продолжать слушать музыку, если у вас уже есть спутник, – дурной тон. Даже если вы мечтаете поскорее от него избавиться, не показывайте этого. Хотя бы постарайтесь.

Заботьтесь о девушках

Какими бы мы, девушки, ни были ярыми защитницами идей равноправия, нам все равно приятно, когда о нас заботятся мужчины. Открывают тяжелую дверь, предлагают руку на выходе из транспорта, уступают место в метро, несут тяжелую сумку. И речь не только о женах и невестах, с которыми такие опции включаются по умолчанию, а обо всех остальных представительницах женского пола – подругах, коллегах, даже незнакомках. Не перегибайте: настойчивое желание оплатить счет после дружеского обеда действительно ни к чему. Остальные пункты из списка уместны в 95% случаев.

Конечно, и здесь есть исключения. Отдельный разряд сильных и независимых излишняя опека может раздражать, но предложить помощь лишним не будет в любом случае. Парень, не придержавший тяжелую дверь в подземке перед хрупкой барышней, вызовет гораздо больше негатива, чем молодой человек, которого угораздило уступить место агрессивной феминистке. Маленькие проявления заботы и галантности – вне времени и моды.

Уважайте чужие взгляды

Предположим, вы веган, давно разочаровавшийся в сочных стейках. Начинающая феминистка, которая видит сексизм в любой мелочи. Меломан, всей душой ненавидящий Макса Барских. Вы имеете на это полное право, но оставьте свое мнение при себе, пока вас о нем не спросили.

Человек с отменным музыкальным вкусом в компании любителей украинской попсы не будет считать их ущербными только за их предпочтения

Воспитанный вегетарианец не станет за столом описывать, как ужасна смерть теленка. Нормальная феминистка не будет орать о том, что женщин притесняют, на каждом углу. Человек с отменным музыкальным вкусом в компании любителей украинской попсы не будет считать их ущербными только за их предпочтения. Периодически все мы забываемся и начинаем самоутверждаться за счет других, а это неправильно. Суть проста – чужое мнение нужно принимать и уважать. Это даже не этикет, а основа основ.

Фото на обложке: Clara Nebeling

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram
Мы в Телеграме
подписывайтесь