Спецпроєкти

Восстание машин: как программы стали самыми строгими в мире начальниками


Неддра Лира работала в службе доставки Flex от Amazon. Ее рабочий рейтинг в мобильном приложении показывался как «отлично». На следующий день ее уволили из-за нарушения правил платформы, хотя она ничего не нарушала, пока спала у себя дома.

Такую историю девушка рассказала журналистам Bloomberg. Возможно, она рассказала не все, и у Amazon были веские причины для ее увольнения. Подобных историй, как у Лиры, в интернете можно найти десятки, если не сотни.

Людей увольняют без предупреждения и понятной причины, штрафуют за вещи, которые рабочие не контролируют. Делают это не люди-менеджеры, а алгоритмы, с которыми невозможно договориться.

Люди боятся, что работы заменят их на работе. Теперь еще надо бояться, что роботы заменят вашего начальника.

Что такое Amazon Flex и в чем его проблема

Система работы в Amazon Flex довольно проста. Курьер со своим авто регистрируется в системе доставки и проходит автоматическую модерацию.

Далее курьеру нужно в определенный срок приехать на склад, загрузить партию посылок и развести эту партию по маршруту, который рассчитывает система. Дедлайн доставки тоже рассчитывает система.

Звучит просто, но есть много «но». Журналисты ABC, INSIDER и Bloomberg опросили десятки водителей и узнали, какие проблемы им создает система Amazon.

Ситуация такая: на склад нужно приехать в 10:00 и все посылки развести за четыре часа. Курьер подъезжает к складу в 9:40 и видит, что стоит большая очередь других курьеров. В ней нужно стоять минимум полчаса.

Как в такой ситуации поведет себя алгоритм: станет на сторону курьера, который опоздает не по своей вине, или алгоритму все равно?

Правильный ответ: алгоритму все равно. Курьеры должны доставлять посылки в определенные сроки, иначе получат штраф.

Работники Amazon Flex массово жалуются на то, что в дороге можно пробить колесо, попасть в пробку, заехать на грунтовую или гравийную дорогу, где нельзя ехать быстро.

Для алгоритмов не существует уважительной причины остановки или невыполнения заказа в установленные сроки. Водитель просто получит штраф или вообще останется без суточной зарплаты.

По словам руководства Amazon, форс-мажорные обстоятельства с доставкой происходят только в 3% случаев. Штрафы в таких ситуациях можно оспорить. При этом истории водителей показывают, что Amazon легче уволить работника и нанять нового, чем разбираться в спорных случаях.

Звучит как корпорация зла, но это не совсем так

На Amazon Flex работает более чем сотня тысяч драйверов. В среднем они зарабатывают 18-25 долларов в час и могут работать только половину дня или несколько часов в день с гибким графиком.

Система создала много рабочих мест и подарила свободу в выборе графика работы. «Сбои» системы действительно случаются примерно в 3-5% случаев. По этой причине нельзя однозначно сказать, что Amazon – это корпорация зла.

Точно можно сказать, что рабочий не защищен от крупных корпораций. Не существует законодательства, которое бы регулировало действия алгоритмов.

В Калифорнии приняли закон, запрещающий алгоритмам ограничивать походы в туалет складских работников.

Город Нью-Йорк принял закон, направленный против алгоритмической дискриминации людей по расе и гендере. также город принял шесть законов для защиты работников доставки.

Однако это лишь местные инициативы. Ни один трудовой кодекс ни одной страны не готов к алгоритмам-работодателям.

Кроме того, в мире активно развивается доставка с помощью дронов и беспилотных автомобилей. Эти сотни тысяч драйверов в ближайшие несколько лет могут вообще потерять работу.

До скандалов с Amazon Flex были скандалы с автоматизированными складами Amazon

Автоматизированные склады Amazon – это место на нашей планете, где Большой Брат действительно следит за тобой все время.

Эффективность работников измеряется алгоритмами, которые постоянно собирают данные с помощью камер и датчиков. Твой начальник постоянно находится у тебя за спиной.

В 2018 году разгорелся скандал. Складские работники рассказали, у них так много работы, что они справляют нужду в бутылки, чтобы не тратить время на поход в туалет.

У работников было два перерыва по 15 минут, но зона отдыха могла находиться в 15 минутах от места работы. 55% работников заявляли о развитии депрессии, а 80% людей говорили, что больше никогда не пойдут работать в Amazon.

Ну мы же здесь, в Украине. У нас нет Amazon, нет таких технологий, чего нам волноваться?

В этом году на акции протеста выходили курьеры Glovo и Bolt food. Они протестовали против снижения зарплат и ухудшения условий труда.

Это не совсем то же самое, что в случае с Amazon. Сервисы доставки еды пронизаны алгоритмами, однако в этих компаниях все еще много решений принимают люди. Компания Джеффа Безоса показывает всему миру, как может быть.

Протесты украинских курьеров – неуникальное событие в мире. По всей планете курьеры и таксисты выходят на улицы защищать свои права. Проблемы везде примерно одинаковые: приложения выжимают из людей максимум прибыли, пренебрегая их потребностями.

Таксисты и курьеры работают с большим количеством людей и в большом количестве районов. Не все клиенты адекватные, не все районы безопасны. Они не чувствуют себя защищенными.

Система «больше работай – больше зарабатывай» привлекательна для работника и работодателя. При этом работодатели часто превращают ее в «больше работай, чтобы заработать хоть что-то».

Мир изменился, к этому опять никто не готов

Законодательство в сфере трудовых отношений должно измениться уже сейчас. Неважно, появится Amazon в Украине или нет, весь современный бизнес идет путем алгоритмизации.

Amazon в этом плане является лидером и показывает, как может быть. Уже сейчас нужно подготовить правовую базу, чтобы оставить все преимущества алгоритмизации и не допустить тех недостатков, о которых говорили в материале.

Читайте также:

Work-life balance, которого не существует: как мы застряли в работе и начали хвалиться вечной занятостью?

Когда искусственный интеллект выходил из-под контроля: самые интересные случаи

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram
Мы в Телеграме
подписывайтесь