Грешники будут наказаны. Все фанатеют от сериала «Зов ада» – действительно ли он достоин внимания?
Только история с «Игрой в кальмара» немного утихла, как самым популярным на Netflix снова стал корейский сериал. Сейчас это «Зов ада» от режиссера и сценариста Ен Сан Хо. Сериал является экранизацией одноименного комикса. Он уже побил рекорд «Игры в кальмара» по просмотрам.
Посмотрели «Зов ада», объясняем, что в нем особенного и стоит ли его смотреть.
Про сюжет
Осторожно, могут быть спойлеры. Концовку не спойлерим.
События происходят в 2023 году.
Сериал начинается с того, что несколько друзей в сеульском кафе смотрят видео на ютубе. Миловидный мужчина из ролика рассказывает о случаях наказания людей. По его словам, к грешникам приходит ангел и говорит пророчество – предсказывает, когда именно они умрут, до минуты. Также в ролике показывают расправу над человеком, совершаемую посланниками из ада.
Недалеко от спорящей компании, является ли видео правдой, сидит мужчина. Он со слезами на глазах смотрит на смартфон, трясущийся в его руках. Он обращает внимание только на дату – 10 ноября, четверг. 10 ноября, четверг.
Уже через несколько секунд, разбив витрину кафе, в помещение врываются адские монстры, похожие на не очень тщательно нарисованный симбиоз Халка и Кинг-Конга. Человек пытается бежать, и конец предсказуем. Круша автомобили, здания и асфальт, существа из ада сначала бьют до полусмерти, а затем буквально сжигают несчастного на глазах у испуганных прохожих, которые, несмотря на испуг, не забывают снимать все на видео.
Жертвой существ оказывается 36-летний разведенный Чу Мин-хун, живший неподалеку от кофейни. Впоследствии выясняется, что мужчина не безгрешен. Впрочем, как и другие жертвы адских созданий.
Юноша, который рассказывал о божьей каре и аде, – это Чон Джин Су, лидер религиозной организации, которую многие называют сектой – «Новая правда». Она существует с 2012 года.
Говорят, что сообщество сотрудничает со «Стрелой» – радикальной организацией, от связей с которой открещивается Чон Джин Су. «Стрела» сливает данные «грешников» и их родственников и призывает ухудшать для них наказание. Участники радикального сообщества и сами находят преступников и совершают самосуд. Иногда они записывают это на камеру, заставляя преступника извиняться за содеянное и признавать вину перед Богом.
Сам Чон Джин Су рассказывает, что месть в виде убийства ждет только грешников. По его словам, люди слишком много грешат, оправдывая свои поступки травмами, психическими расстройствами, действием алкоголя.
«Бог нашел способ напрямую показать, что такое ад, – говорит Чон Джин Су. – Он хочет, чтобы мы стали более праведными».
«Новая правда» после наказаний грешников становится все популярнее, а Чон Джин Су вообще считается пророком. Он выступает на телеканалах, объясняет, почему Бог наказывает виновных, и рассказывает, что «Новая правда» собрала перечень грехов более сотни людей, наказанных посланниками ада.
В то, что людей действительно наказывает Бог, не слишком верят правоохранительные органы. Расследовать дело и выяснять, что скрывает «Новая правда», берется детектив Джин Кен Хун. Его дочь Хо Джун, кстати, ходит на проповеди религиозной организации и доверяет Чон Джин Су. Он в конце концов подталкивает ее к преступлению (спойлерить детали не будем).
Затем начинается безумие: представители «Новой правды» предлагают женщине, получившей предупреждение, несколько миллионов за стрим ее наказания; в «Стреле» сливают данные детей «грешницы», а посмотреть на ее смерть за большие деньги приходят люди в масках, садящиеся в первые ряды. Еще совсем подростки, тоже наблюдающие за «проявлением воли Господа», встают на колени после того, как несчастную сжигают посланники ада.
Что дальше?
После третьей серии появляется впечатление, что мы смотрим новый сезон сериала. Несколько ключевых персонажей из первых серий исчезают, а повествование переключается на нового героя.
Лидер секты Чон Джин Су довольно плоский, хотя мог бы получиться интересным. В конце третьей серии мы узнаем его предысторию, и вся мистификация сразу исчезает, хотя должна только разыграться. Исчезает и сам герой (здесь без спойлеров), едва интерес к нему достигает пика и нам хочется узнать о нем чуть больше. Субъективно хотелось бы, чтобы эта сцена была ближе к финалу, а есть оборванная сюжетная линия и немного разочарования.
«Новая правда» из четвертой серии – сюжет начинается через несколько лет после событий третьей – становится еще более влиятельной, завоевывает новых сторонников и теперь заставляет всех, кто получил предупреждение о смерти, на камеру каяться в своих грехах. Сторонники «Новой правды» отныне не скрывают, что они со «Стрелой» из одной тусовки. Также мы узнаем об организации «Сода». Она помогает тайно хоронить трупы тех, кого забрали в ад, чтобы стреловцы не травили этих людей как грешников и не трогали их родственников.
После третьей серии сериал вроде бы немного снижает напряжение, выворачивая его на максимум уже в последней серии. Впечатление, что стоило разбить его на два мини-сезона, не оставляет. Кроме того, исчезновение харизматичных персонажей не играет сериалу на руку. Немного раздражают клиффхэнгеры в конце нескольких серий, в том числе и последней (намек на второй сезон), но это не самое серьезное.
Что в итоге?
Субъективное мнение – сериал нормальный. Да, именно нормальный. На выдающийся он не тянет, да и мы видели гораздо более интересные корейские фильмы и сериалы.
«Зов ада» затянут, местами нелогичен и доведен до абсурда. Разделение на протагонистов и антагонистов черно-белое, а религиозные фанатики такие же безликие, как у Стивена Кинга. Это просто помешанные люди, готовые творить зло, несмотря на здравый смысл: убивать стариков, больных и немощных, преследовать и травить детей и прочее.
Чтобы показать, что радикализм убивает критическое мышление и лишает банального сострадания, в сериале есть много жестоких сцен (издевательство над больной женщиной со стороны подростков) и пробивающими на слезу (история матери-одиночки, растянутая на целую серию). Иногда этих сцен как-то слишком много. Это действительно заставляет переживать за героев, но становится ясно, что они призваны просто выкрутить твои чувства на максимум.
В основе своей сериал имеет довольно простую мораль: каждый человек как минимум раз в жизни делал нечто, что можно назвать греховным, но это не становится решающим в его судьбе. Нет божьей кары за грехи – какие-то несчастья и болезни случаются рандомно, и от этого никто не защищен.
Впрочем, может, именно такой простой посыл сейчас и нужен обществу. Такой, в котором до сих пор культивируются предрассудки типа «болезни даются за грехи», «у тебя в жизни все так плохо, потому что тебя Бог наказывает». Понимание того, что несчастье случилось не как небесная казнь, а это просто совпадение, не улучшает жизнь, но оно не подстрекает к желанию обвинять себя самого и вспоминать призрачные грехи.
Конечно, это не единственное, о чем можно задуматься во время просмотра. В «Зове ада» раскрывается жестокость людей, которую легко питать с помощью СМИ и соцсетей. Слив информации о жертвах, травля и расправа над ними напоминают реальные случаи, пусть и не подкрепленные религиозными убеждениями. Например, слив данных девушек, когда-то снимавшихся в порно или выкладывавших обнаженные фото, сделанный активистами российской экстремистской организации «Мужское государство».
Благодаря соцсетям сливы личных данных и призывы к травле стали массовыми. Это действительно заставляет многих бояться за свои здоровье и жизнь. В сериале этот момент неплохо раскрыт: герои вынуждены прятаться, ведь понимают, что их безопасность под угрозой, когда на них охотятся безумные фанатики, и непонятно, кто может оказаться предателем.
Упомянем и о смертной казни и отношении к ней. В сериале роль палачей исполняют «высшие силы», но их волю активно поддерживают активисты. Последние травят обреченных на смерть за грехи, совершенные при жизни. Религиозные фанатики радуются наказанию других, наблюдая за убийством людей. Здесь невольно вспоминаешь Камю с его «Размышлениями о гильотине». Вопрос нравственности наказания даже для убийц до сих пор остается открытым моральным вопросом, который некоторые герои сериала уже опрометчиво закрыли для себя.
Также в сериале подняли тему осознания собственной смертности/смерти близких и ее принятия. Этот вопрос, к сожалению, актуализировала пандемия. Как смириться с тем, что близкий человек обречен на смерть? Как держаться, когда понимаешь, что скоро сам умрешь? Четких ответов сериал не дает, но вроде напоминает: да, мы все смертны и не можем предсказать, когда сама жизнь будет заканчиваться. Как не можем предсказать момент, в который это станет известно. Здесь вспоминаем ангелов, предупреждающих героев сериала о смерти, сравнивая этих посланцев, например, с врачом, который сообщает пациенту о смертельном диагнозе.
Стоит ли смотреть?
Собственно, почему бы нет: снят он неплохо, есть действительно увлекательные моменты, и вы наверняка найдете, над чем задуматься. Не ожидайте от «Зова ада» уровня «Олдбоя» или той же «Игры в кальмара» (хотя не отрицаем, что он может понравиться вам больше, ведь все субъективно). Скоротать вечер-два за ним – не самый плохой вариант досуга.
Судя по рейтингам и клиффхэнгеру в конце последней серии, продолжение не за горами – действительно интересно, чем удивит второй сезон.