Спецпроєкти

Увеличить шансы на успех: Что такое «умная удача» и как ее развить


Удачу и шансы на успех можно притягивать как магнитом. По крайней мере, так утверждает профессор Нью-Йоркского университета и преподаватель Лондонской школы экономики Кристиан Буш , недавно выступавший на образовательной конференции. Synergy 2021. IT Business & IT Education.

bit.ua решил пообщаться с господином Кристианом и узнать конкретные способы, как развивать «умную удачу» и умножать «счастливые совпадения». Также мы познакомимся с таким термином, как «серендипность» – это явление случайного нахождения чего-то удачного, особенно когда человек ищет что-нибудь другое.

Кристиан, в своих книгах вы пишете, что удачу и серендипность можно развить. Не могли бы вы дать 5-10 важнейших советов для прокачки удачи и серендипности?

Действительно, в книге «The Serendipity Mindset: The Art & Science of Creating Good Luck» («Серендипное мышление: наука и искусство создавать удачу») я рассматриваю основные способы того, как индивид может создать удачу и «счастливые совпадения» в своей жизни. жизни других людей. Все они основываются на предпосылке, что «умная удача» или «серендипность» на самом деле является «соединением точек». Вот несколько советов:

1. Начните по-другому задавать вопросы. Представьте знакомство на виртуальной вечеринке. Множество людей может на автопилоте задать просто ужасный вопрос: «Так чем вы занимаетесь?». Оно загоняет собеседника в пределы, за которые сложно выйти. А вот настройка на волну разумной удачи – это более открытые вопросы типа: «А что вас заинтересовало в XYZ?» или «Что вам нравится делать?». Такие вопросы открывают простор для разговоров, которые могут привести к увлекательным (а часто и серендипным) результатам. Они помогают определить, что вас объединяет, а не отделяет.

2. Расставьте «крючки серендипности»: общаясь с людьми, всегда забрасывайте по несколько крючков – конкретных примеров ваших нынешних интересов и увлечений, вашего призвания. Но вы максимизируете вероятность того, что вы и собеседник («случайно») найдете общий язык и найдете общие интересы, что и усилит серендипность.

3. Развивайте и расширяйте сеть контактов. Технологии способствуют созданию целых серендипных сетей прямо из дома, например, с помощью так называемых «серендипных бомб». Пишите честные, умозрительные сообщения людям, которыми вы восхищаетесь (например, через LinkedIn InMail), говорите им о том, как они уже сформировали вашу траекторию, начните разговор о том, как они могут стать частью вашего дальнейшего движения. Или следите за уважаемыми профессионалами в твиттере и постарайтесь продуманно комментировать их высказывания.

4. Проанализируйте случаи, когда в вашей жизни могла случиться серендипность, но этого не произошло. Возможно, вы пролили на кого кофе, почувствовали какую-то связь, но не начали разговор? Может быть, вы сидели на встрече, у вас возникла идея, но вы ее не озвучили? Что вас умерило? Определите первопричину (страх отказа? синдром самозванца?) и устраните ее. К примеру, если в основе – страх отказа, поставьте себя в позицию потенциального отказа и привыкайте к этому!

5. Напишите три вещи, которые бы вы сделали, если бы у вас не было ограничений и вы не могли бы потерпеть неудачу. Укажите причины, почему, по вашему мнению, вы не можете изменить ситуацию. А потом причины, почему это можно сделать или даже как. Затем воплощайте их в жизнь и меняйте ситуацию.

Когда вы выполняете эти действия, постоянно происходят «счастливые совпадения».

Сами понятия серендипности и удачи на первый взгляд не звучат слишком научно. Но если все же соблюдать научные принципы, что такое серендипность и удача и как их можно измерить?

В процессе исследования мы обнаружили, что серендипность или «умная удача» всегда происходит за одним и тем же процессом. Существует определенный «спусковой механизм серендипности».

Например, история с «Виагрой»: когда участникам исследования давали лекарства против стенокардии, у них произошло неожиданное движение в брюках. Вместо того чтобы пренебречь этим наблюдением, исследователи «соединили точки» с большей проблемой (множество мужчин в мире имеет эректильную дисфункцию), и так неожиданно создали «Виагру».

В этом примере процесс (так же как и чуть ли не в 50% изобретений и инноваций, а еще и в многочисленных событиях в нашей жизни, например, когда мы находим любовь, новую работу или соучредителя бизнеса) заключается в том, что наступает какой-то неожиданный момент. спусковой механизм серендипности), но мы должны «соединить точки» и довести дело до конца.

Именно в этом и состоит суть серендипности: сделать значимыми случайности, а иногда – создать значимые случайности. Это процесс, на который мы можем повлиять, он – противоположность слепой удачи, которая с нами просто случается (например, слепая удача – родиться в хорошей семье).

Как увеличить удачу для команды людей? А для целой нации ее можно увеличить?

Безусловно. Мы много работаем с правительственными организациями (и представителями городских властей) по этому вопросу. Часто серендипность возникает вследствие взаимодействия разных людей, особенно из разных областей (как географических, так и демографических). В мире существует много инициатив, когда, например, людей разных социальных групп «случайным способом» объединяют в пары с людьми из других групп, а затем они «наставляют» друг друга.

Неоднократно возникает два типа последствий: богатые люди осознают, что делают что-нибудь значимое, а бедные имеют возможность развиваться. И это очень важно, когда речь идет о реформировании системы образования: чтобы помочь людям, особенно менее привилегированным слоям, развивать серендипность, мы должны создавать подобные возможности (а не только стипендии и т.п.).

Я слышал о существовании разных техник для увеличения количества возможностей в жизни и бизнесе. Вы знаете такие техники? Какие это техники?

Конечно! Одна из самых простых – поиск возможностей, возникающих неожиданно. Возьмем пример машины для мытья картофеля: когда фермеры известили, что у них вышли из строя стиральные машины, потому что они мыли у них картофель, внимательные работники производителя бытовой электротехники поняли, что перед ними – потенциальная рыночная возможность для машин для мытья картофеля. Они встроили грязевой фильтр и создали машину для мытья картофеля.

Простой способ достичь подобного в жизни или компании – постоянно спрашивать (например, на еженедельном собрании команды): «Что вас удивило на прошлой неделе? Какие в этом возможности?». Вместо того чтобы воспринимать неожиданное как угрозу (например, для маркетинговой стратегии), относитесь к нему как к возможности для инноваций и успеха.

Возникает ощущение, что в мире становится все больше «черных лебедей». Это означает, что в мире становится больше рисков, но в то же время больше возможностей. Как в таких условиях эффективнее вести себя современному человеку?

Самый эффективный способ – всегда спрашивать: «Какова возможность в любой ситуации?». Если случится что-то вроде COVID, а вы – пивоварня, при условии, что у вас старый стиль руководства, сначала вы попытаетесь придерживаться имеющегося плана и попытаться уменьшить расходы, а потом вам придется закрыться, поскольку ваши основные клиенты (рестораны) покупают меньше продукции.

Если же вы мыслите серендипно, в этой ситуации вы видите возможность или предлагаете решение (онлайн) непосредственно клиентам, или осознаете, что можно использовать алкоголь для производства антисептика для рук, и двигаетесь в этом направлении.

Речь идет о том, чтобы сделать каждый кризис, каждую ситуацию «значимой», даже если так не кажется. Замечательная в этом плане работа Виктора Франкла «Человек в поисках подлинного смысла».

Расхожее мнение, что все известные крупные компании появились в нужное время в нужном месте. То есть в их успехе много удачи. Насколько это утверждение истинно?

Можно оказаться в нужном месте в нужное время только при условии готовности к такой возможности, когда она «постучит в дверь». Да, часто возможность приходит неожиданно, но истории успешных идей, компаний и людей свидетельствуют, что обычно только подготовившиеся к возможности готовы ею воспользоваться. Знаете, можно «нарастить мускулы» для неожиданного. Именно в этом и состоит развитие серендипного мышления.

Где пролегает граница между «прислушиваться к интуиции» и делать все по шаблону, срабатывающему 9 раз из 10? Какой путь лучше выбрать и когда?

Я ужасный сторонник идеи развивать «взвешенное внутренность». Наивные люди часто слепо доверяют интуиции, но тогда их решения основываются на стандартной реакции «либо дерись, или беги». «Взвешенное нутро» означает, что вы пытаетесь понять, что именно подсказывает вам интуиция, затем как можно более основательно исследуете имеющуюся информацию, и только тогда принимаете взвешенное решение. Это не подход «или… или…». Нет, это и то, и другое. Снова и снова.

Сегодня почти все технологические компании работают по scrum или подобным методологиям. Но все эти компании планируют на несколько лет вперед. Как в современном мире эффективно планировать на 3-5 лет вперед? А может, сейчас не нужно заглядывать так далеко?

Часто компании сосредотачиваются на процессе, но им недостает понимания того, что важнейшая корпоративная культура. Следующие 5 лет спланировать невозможно. И те, кто пытается это сделать и думает, что может просто придерживаться старомодного плана, терпят неудачу.

Исследование, которое мы провели с более чем 40 ведущими генеральными директорами мира, показывает, что самые успешные компании умеют развивать чувство направления/цели/ориентира, а затем развивают культуру инноваций, позволяющую корректировать стратегию на основе новых вызовов. Только тогда, например, пивоваренные понимают, что могут выпускать дезинфицирующие средства для рук во время пандемии COVID.

В ХХ веке люди всю жизнь трудились на одной работе. Теперь же нормально менять компанию раз в несколько лет. Как изменятся карьерные тенденции в обозримом будущем? Как построить успешную карьеру сегодня?

Самое важное – «нарастить мускулы» для неожиданного, для случайностей. Через два года мир будет выглядеть совсем не так, как сейчас, поэтому вы должны быть готовы к неожиданностям. Карьеры все больше будут зависеть от «круга общения», поскольку вы все чаще будете работать дома, в коворкингах и т.д. и меньше – в «главном офисе компании». Чем больше вы будете готовы к неожиданным возможностям, тем лучше.

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram
Мы в Телеграме
подписывайтесь