Спецпроєкти

Критическое мышление, креатив и наука: чем STEAM-образование отличается от традиционного


Сразу определимся, что STEAM – это не чисто техническое образование. Собственно, расшифровывается аббревиатура как Science (естественные науки), Technology (технологии), Engineering (техническое творчество), Art (искусство) и Mathematics (математика).

Интересно, что задумывалось STEAM-образование как формирующее у детей критическое мышление, способность учиться и углублять свои знания.

К тому же, все обучающие STEAM-программы формируются так, чтобы полученные знания сразу находили реализацию на практике.

Название STEM (именно так сначала сформировалось название, а затем добавилась буква А) возникло в 2001 году для обозначения тренда в образовательной и профессиональной сферах благодаря ученым Национального научного фонда США.

Чем STEAM-образование отличается от обычного?

В первую очередь, построением урока. Весь учебный процесс сосредоточен вокруг проблемы, явления, исследуемой ситуации, а не учителя. Преподаватель – наставник, помогающий найти решение.

Алина Щербина, руководитель Code Club Украина:

Если максимально упростить, то STEAM-образование – это синтез науки, технологии, инженерии, математики и искусства.

Главная цель STEAM-подхода – преодолеть присущую традиционному образованию оторванность от решения практических задач и выстроить понятные учащимся связи между учебными дисциплинами.

STEAM-подход сохраняет ориентир на проектную деятельность и практическую направленность. Оно предполагает включение гуманитарных и творческих дисциплин: литература, дизайн, архитектура, музыка, изобразительное искусство. STEАМ-предметы и технологии дают понятные решения для прикладных задач, а гуманитарные и творческие (Arts) развивают умение находить выход в состоянии неопределенности и неоднозначности.

Здесь уже прибавляется формирование новых навыков: работы в команде, конструктивной критики и защиты своего мнения, презентации, продвижения продукта с помощью принципов дизайна и маркетинга. Самое интересное – дети осознают творческий потенциал применения технологий в разных сферах деятельности».

STEAM-образование базируется на кросс-предметном подходе. Это означает, что нет необходимости в дополнительных уроках и новых дисциплинах. Принципы STEAM-образования можно использовать в музыке и литературе, а фокус работы смещать в сторону командной работы самих учащихся.

Почему STEAM-образование пользуется спросом?

Согласно данным проведенного в США исследования Change the education, конкуренция в области STEAM-вакансий (программисты, биологи, инженеры) составляет 1,7 человека на должность, в других сферах – 4,1 человека на вакансию.

Будущему специалисту, обучавшемуся по технологии STEAM, найти работу можно будет примерно вдвое легче. Дефицит специалистов в области математики, естественных, компьютерных наук и технологий ощущается также в Великобритании и Германии.

В 2019 году Министерство образования и науки Украины увеличило количество мест госзаказа для поступления на бакалавра именно для инженерных специальностей, компьютерных наук и математики.

В 2018-19 годах количество вакансий в сфере инженерных и технических специальностей составляло от 30,9 до 36,7 тысячи, а количество резюме – от 17 до 18,5 тысячи.

Подходит ли STEAM гуманитариям?

В последнее время в этом подходе активно развивается направление Art, то есть художественных дисциплин и творческого подхода к работе. Учащиеся креативно решают задачи, а любое обучение основано на том, что нет единственного решения проблемы, если подходить к поиску этого решения, сочетая науку и творчество.

Алина Щербина, руководитель Code Club Украина:

«‎Подростки, получающие STEAM-образование, одновременно изучают несколько направлений, к тому же, противоположных: технические и естественные науки, искусство. Они не ограничены такими шаблонами, как технарь и гуманитарий. Соответственно, выбор будущей профессии гораздо шире. Это позволит постоянно расти профессионально в вертикальном и горизонтальном направлениях, переходить из одной сферы в другую. Собирать невероятную экспертизу, ведь STEAM-образование позволяет научиться сочетать различные науки и направления.

Если говорить об опыте Code Club Украина, то наши ученики действительно выделяются. Они заметны среди подростков, даже если по характеру являются интровертами. Они обладают превосходной способностью быстро генерировать идеи. Более того, предлагают несколько достойных прототипов. Также ученики прекрасно умеют потчить свои проекты, ведь учатся этому на практике на протяжении всего курса».

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram
Мы в Телеграме
подписывайтесь