Cпецпроекты

Что читать: 10 книг о современном искусстве и культуре


2 7935 122

Книги

Be In Trend подготовил подборку 10 книг по современному искусству, которые помогут под разными углами взглянуть на арт последних 100 лет. В список вошли как публицистические книги, так и исследования известных современных арт-критиков, искусствоведов и философов.

Что такое произведение искусства сегодня и каким оно может быть? Что из себя представляет современная культура? Этими и многими другими вопросами, на самом деле, задаются не только зрители, но и сами деятели и исследователи. Естественным является процесс постоянного пересмотрения всех этих вопросов, анализ сделанного в искусстве за последние несколько веков и отслеживание художественных процессов современности. Поэтому сегодня есть много разных способов разобраться для себя в таком разнообразии современного художественного мира: можно следить за специализированными интернет-изданиями о культуре, можно читать более расширенные исследования историков, философов, арт-критиков и кураторов, благо, последнее время стали переводить на русский и украинский языки книги известных зарубежных специалистов.

Итак, из относительно большого количества литературы по искусству, мы выбрали 10 книг о современном искусстве и культуре в целом, которые помогут сориентироваться в столь широком сегодня поле художественных активностей:

Джон Бергер «Искусство видеть»

6c752ea3788ac4639a18c19e53a591e9

Санкт-Петербургское издательство «Клаудберри» недавно перевело книгу известного английского арт-критика, писателя и художника Джона Бергера «Искусство видеть», написанную им в 1972 году по мотивам одноименного фильма BBC. В своей книге арт-критик рассматривает важные изменения, которые произошли с восприятием искусства за последние 100 лет. Бергер сравнивает известные произведения изобразительного искусства с сегодняшней масс-медийной культурой, в частности рекламой и всеми визуальными образами, которые с ней связаны, показывая, что связь между ними все же существует. Книга является фундаментальной для понимания современной культуры.

Франческо Бонами «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство»

bonami_cvr_final+fold.indd

 

В своей книге известный куратор и арт-критик Франческо Бонами поднимает вопрос о том, являются ли искусством работы современных художников. В легкой, доступной форме критик объясняет историю искусства 20 века, чем великий художник отличается от посредственного, почему Марсель Дюшан и Энди Уорхол выдержали испытание временем. Книга Бонами подходит для тех, кто только начал интересоваться современным искусством и хочет понять, по каким принципам работает мировая художественная система и кто есть кто в ней.

Джон Сибрук «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры»

00_nobrow_cover

В 2000 году колумнист известного американского журнала «The New Yorker», а также Harper’s Bazaar, GQ, Vanity Fair и Vogue издал книгу, в которой описывает сегодняшнюю популярную культуру, которой дал термин «Ноубрау». «Старые различия между высокой культурой аристократии и коммерческой культурой масс были уничтожены, и на их месте возникла иерархия “модности”», — объясняет термин Сибрук. В 2012 ее перевело и издало московское издательство Ad Marginem, но даже спустя 12 лет на постсоветском пространстве она по-прежнему является актуальной. В своей книге журналист исследует и на конкретных примерах показывает, в связи с чем и как изменилось состояние культуры в конце 1970-х годов, после появления глобального супермаркета.

Пирошка Досси «Продано! Искусство и деньги»

book5

Известный куратор и публицист Пирошка Досси в 2007 году написала и издала бестселлер «Продано! Искусство и деньги», в котором рассказала, как устроен современный арт-рынок. В книге Досси попыталась доступным языком описать взаимосвязь между экономикой и искусством. Почему некоторое работы продаются за тысячи и миллионы долларов, как оцениваются современные произведения искусства — на эти и многие другие вопросы Пирошка Досси дает развернутые ответы. По ее мнению, в наши дни, когда предметы искусства стали символами статуса, а мастерство автора перестало быть основным критерием оценки, исследовать процесс ценообразования произведения искусства становится намного интереснее, чем в «классическую» эпоху.

Ханс Ульрих Обрист «Краткая история кураторства»

knigagarazh.585x390x50

Кратко мы уже пытались рассказать кто такой куратор сегодня и какие функции он исполняет. Но тем, кто хочет действительно вникнуть в суть этой профессии, стоит читать книгу — собрание интервью всемирно известного куратора Ханса Ульриха Обриста «Краткая история кураторства». Книга является сборником интервью куратора с другими известными кураторами, чей вклад в историю искусства трудно переоценить. С помощью этого цикла интервью, Обрист попытался из первых уст записать историю становления американских и европейских музеев и их первых выставок. Благодаря форме беседы, моментам воспоминаний как рабочих так и личных ситуаций, книга читается очень легко.

Борис Гройс «Политика поэтики»

2-1

На сегодняшний день философ, теоретик искусства и куратор Борис Гройс является одним из самых авторитетных критиков в мировом художественном сообществе. Его недавно вышедшая книга «Политика поэтики», представляет собой сборник эссе из двух англоязычных книг «Art Power» и «Going Public», а также статьи, опубликованные в американских и европейских журналах. Некоторые тексты книги публикуются на русском языке впервые. Гройса важно читать тем, кто хочет ознакомится с современным философским дискурсом современного искусства: у него одновременно получается писать сравнительно несложно о сложном. Одна из главных тем сборника — отношения искусства к арт-рынку и к сфере политических идеологий.

Елена Петровская «Безымянные сообщества»

0718

Недавно вышедшую книгу российского философа и культуролога Елены Петровской «Безымянные сообщества» лучше читать тем, кто решил углубиться в понимание современной культуры и механизмов, по которым она существует. В своем исследовании Петровская рассматривает авангард начала 20 века, утопическое в массовой культуре, понятие образа и изображения, а также новые особенности восприятия визуального. Автор подчеркивает, что сегодня восприятие больше идет через феномен коллективного, нежели через личное. То есть, снова затрагивается вопрос искусства и массового потребления.

Геральд Рауниг «Искусство и революция. Художественный активизм в долгом двадцатом веке»

401345_226904397393077_1822946418_n

Книга интересна тем, что детально рассматривает и дает понимание того, что искусство и политика часто имеют общие точки пересечения. Ведь изучая искусство любого периода в первую очередь нужно учитывать время и контекст, в котором она создавалось. Философ Геральд Рауниг написал альтернативную историю искусства и политики двадцатого века, в которой описал активистские художественные практики. Рауниг приводит примеры от Курбе до русского футуризма и конструктивизма, от венских акционистов и Ситуационистского Интернационала до ФольксТеатрКаравана в Генуе, и утверждает, что художник на протяжении двадцатого века и сегодня — это активист, который с помощью своих художественных жестов выражает свою политическую и социальную позиции.

Екатерина Андреева «Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века»

vse-i-ni_993

Книга «Все и ничто» российского арт-критика, искусствоведа и куратора Екатерины Андреевой представляет собой аналитическую историю важных моментов в развитии современного искусства. В этом издании описаны творчество западных (Дж. Поллок, Энди Уорхол, Ив Кляйн) и российских (К. Малевич, В. Стерлигов, Е. Михнов-Войтенко, Тимур Новиков) художников: биографии, истории художественных движений и новых технологий составляют основной сюжет исследования.

«Все и ничто» хоть и написана искусствоведом, но подходит для широкого круга интересующихся искусство — в доступном изложении Андреева объясняет все важные изменения, которые случились с искусством в 20 веке.

Александр Сольвьев «Турбулентні шлюзи»

0001

Изданная в 2006 году киевским Институтом проблем современного искусства книга «Турбулентні шлюзи» (названная по одноименной выставке 1990-х гг.) искусствоведа и куратора Александра Соловьева — прекрасное пособие для того, чтобы разобраться, что из себя представляет история украинского искусства 1990-х годов. Будучи свидетелем и активным деятелем всего происходящего в украинском художественном процессе 90-х годов, Соловьев описал и проанализировал сделанное художниками и кураторами в тот период. Исследование представляет из себя тонкий искусствоведческий анализ и в то же время доступность изложения. Книгу можно найти в свободном доступе в архиве электронной библиотеке «Культура Украины».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

2 комментария

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1
Тарас Кайдан

Для меня в свое время фундаментальной книжкой в понимании современного искусства была "Актуальность прекрасного" Гадамера. И "Дегуманизация искусства" Хосе Ортеги-и-Гассета.

2
Алина Сандуляк

Тоже прекрасные книги! вообще список может быть очень и очень длинным..! ;)

Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: