Спецпроєкти

Президент Обоми, космос и наушники: 8 книг, предсказавших будущее


retro-futurism-computer-

За последние месяцы только ленивый не написал у себя в фейсбуке о том, что за окном – тот самый 1984-ый, о котором предупреждал Джордж Оруэлл в своей знаменитой тоталитарной антиутопии. Олесь Николенко пытается разобраться в том, кому из научных фантастов действительно удалось заглянуть в будущее.

 

5468974233_616c75e386

Джонатан Свифт – Путешествия Гулливера

Первое издание этой легендарной сатиры на человечество вышло еще в 1726-27 годах. В ее третьей части Гулливер волею судьбы оказывается на летающем острове Лапута, чья элита вовсю увлечена наукой и не замечает больше ничего вокруг. На острове существует специальная Академия Прожектёров, резиденты которой пытаются воплощать в жизнь сумасшедшие псевдонаучные теории. На их опыты идут все силы и средства государства, из-за чего Лапута пребывает в упадке – таким образом Свифт элегантно издевался над своими современниками, помешавшимися на науке.

В общем, именно эти лапутские ученые, по сюжету книги, и совершили открытие двух спутников Марса – за 150 лет до их реального открытия астрономом Асафом Холлом в 1877 году.

Считается, что писателю, во-первых, с точными расчетами расположения спутников, описанных в «Путешествиях Гулливера», нехило помог его приятель, математик Джон Арбутнот. А во-вторых, Свифт просто использовал в книге распространенное мнение: в то время предполагалось, что, поскольку у Венеры и Меркурия спутников не было, у Земли имелся один, а у Юпитера – четыре, то у Марса их обязательно должно быть минимум две штуки.

17556_1

Эдвард Беллами – Взгляд назад

Кто не знает истории появления кредитной карты, наверняка до этого считал, что ее придумал какой-нибудь предприимчивый финансист, прозорливый владелец банка или, на худой конец, основатель Visa или Master Card. На самом деле первым человеком, придумавшим концепт и словосочетание «кредитная карта» был Эдвард Беллами – человек, который даже не доучился в колледже, но в 1888 году выпустил утопический роман «Взгляд назад», принесший ему главную известность.

В этой книге Беллами предпринимает попытку вообразить 2000-ый год.

По сюжету «Взгляда назад» к этому времени США превращается в государство победившего социализма: все, что ты производишь в составе так называемой «промышленной армии», принадлежит стране, но зато страна обеспечивает тебя всем необходимым. Писателю удалось предсказать и появление супермаркетов: «Кредитная карта, выданная на его имя, позволяла ему получить на любом общественном складе все, что он пожелает, и когда пожелает».

From_the_Earth_to_the_Moon_Jules_Verne

Жюль Верн – С Земли на Луну

Писатель, пробудивший у нас в детстве тягу к авантюризму и путешествиям, изо всех сил верил в безграничность человеческих возможностей и технического прогресса. Он никогда не уставал повторять, что даже самые парадоксальные и невозможные фантазии из его романов всегда будут уступать нашим реальным возможностям. Жюль Верн смелее своих предшественников мечтал и размышлял про освоение космоса.

Предыдущие авторы в основном отправляли своих героев в космос с помощью «магии» или какой-нибудь другой чертовщины, а Верн, например, серьезно зациклился на этой теме и выдумал в романе «С Земли на Луну» (1865 год) колоссальных размеров пушку: запущенный с нее снаряд и отправлял персонажей в неизведанное.

Конечно, в его идеях было множество чисто научных недочетов (одну только гипотезу «космической пушки» сможет разрушить даже первоклассник), но зато Жюль Верн подготовил необходимый романтический базис, который помог продвинуть космонавтику дальше. Скажем, Константин Циолковский вспоминал о писателе как о своем главном вдохновителе. А еще вот что любопытно: путешествие на Луну в романе Верна стартует во Стоунз-Хилл, штат Флорида. Эта местность расположена неподалеку от мыса Канаверал – реальной дислокации космического центра Кеннеди, где и стартовал третий этап американской лунного проекта – «Аполлон» – в 1969-м году высадивший американцев на Луну.

 

 

9781435114906_p0_v2_s260x420

 

Визионерство Герберта Уэллса

Люди, которым не жалко своего времени на скрупулезное исследование творчества Уэллса, пришли к выводу, что этот человек действительно «что-то знал»: предполагалается, что около 80% процентов его предсказаний так или иначе сбылись. Перечислим самые главные из них: расщепление атома и изготовление атомных бомб в романе «Освобожденный мир» (1914 год, за 31 год до реального использования). Голосовая почта в книге «Люди как боги» (1923 год, за 57 лет до официальной регистрации термина и последующего распространения системы).

Роман «Когда спящий проснется» вышел еще в 1899 году, а в нем Уэллс уже придумал автоматические двери, реагирующие на движение человека (такие двери начали применять в обществе лишь с 1960 года).

О транспортном прорицательстве писателя можно и вовсе подготовить неплохую университетскую диссертацию: несмотря на то, что в его время в популярность авто с двигателями внутреннего сгорания никто не верил, Герберт Уэллс писал о том, что за подобными «экипажами» – будущее.

 

702685313_4a937a8c5c_o

Рэй Брэдбери – 451 градус по Фаренгейту

Программное произведение Брэдбери, с которого многие начинают и, к сожалению, им и заканчивают знакомство с писателем. Конечно, можно долго спорить о том, является ли этот роман лучшим в его творчестве, но по степени сбывшихся моментов он точно лидирует. В книге Рэй Брэдбери предсказывает повсеместное распространение плаземнных ТВ-мониторов. Жена пилит своего мужа, пожарника Гая Монтэга, насчет того, когда в их доме уже появится хоть «телевизорная стена», с помощью которой можно смотреть сериалы и общаться.

А еще телики из «451 градус по Фаренгейту» транслируют сигнал не только в цветном разрешении, но и «в объеме» – это такой прозрачный намек на 3D.

В романе можно встретить и роботических псов-копов, и появление современных наушников (герои носили «втулки» – а популярные наушники-вкладыши от Apple появились только в 2001 году), и даже тотальную политкорректность.

Stand+on+Zanzibar+cover+3

Джон Браннер – Всем стоять на Занзибаре

Дико недооцененный, необычайно навороченный роман с отчетливым психоделическим душком, который предсказал в большей степени не технические, а социальные перемены. Главная тема этой книги, вышедшей в 1968 году – перенаселенность. Действие «Всем стоять на Занзибаре» развивается примерно в наше время, в 2010-м году. В обществе царит жесточайший контроль рождаемости: семьи даже с двумя младенцами превращаются в изгоев, клеймятся беспощадными эгоистами и подвергаются жестокой травле. Могущество корпораций и правительственных организаций зиждется на суперкомпьютерах, а самый известный (под названием «Салманассар») даже становится частью народного фольклора – как уж тут не вспомнить про надкусанное яблоко. Детройт в романе Браннера уже находится за чертой бедности – и это за 45 лет до того, как город официально признают банкротом.

Конечно, писатель также попытался предсказать архитектуру интернета, но в его представлении глобальная сеть больше напоминает вездесущее телевидение, в котором вам показывают весь контент с вами же в главной роли.

Перенаселенные города часто сотрясают вооруженные стычки с полицией, массовые уличные беспорядки – и описание этих сцен отчетливо напоминает тексты каких-нибудь недавних новостей или телесюжеты. В проблемных зонах часто орудуют «мокеры» – люди, которые ни с того ни с сего съезжают с катушек и устраивают серии неконтролируемых убийств: таких примеров из реальной жизни за последние несколько лет можно тоже привести достаточно. Другие предсказания из книги списком: изобретение лазерного принтера, формирование ЕС, распространение электрических автомобилей и сервисов «видео-по-запросу». Ах да, и совпадение на десерт – одним из персонажей книги является президент Обоми (правда, он представлен не как лидер США).

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь