Cпецпроекты

Зал славы: 12 главных сериалов XXI века


2 7761 245

kuda_sait1

За 15 лет с телевидением произошло много интересного и невероятного. Главный редактор Владислав Недогибченко и автор Олесь Николенко решили вспомнить все и составить субъективный список, ни много ни мало, величайших сериалов этого века (то есть начавшихся после 2000-го года) на данный момент.

Для этого мы попытались определить собственную методологию, внятно обозначив несколько параметров. Первое — уникальный авторский стиль того или иного сериала, второе — его значение для индустрии.

Прослушка / The Wire

01/4

HBO, 2002-2008

Как много вы знаете сериалов, о которых философ Славой Жижек написал эссе, в котором рассуждал о рынке как об античном мифическом чудовище и раскладывал бы по полочкам всю древнегреческую подноготную полицейского процедурала о преступном мире Балтимора?

«Прослушка» во время своей трансляции на HBO массового успеха не снискала, но сериал на него и не был рассчитан. Он, как и всякое великое произведение, требовал времени. Позже справедливость восторжествовала, его наконец распробовали и сериал обрел заслуженный культовый статус. Одним словом, от забвения сериал вряд ли когда-либо уже пострадает.

В том, что мы включили «Прослушку» в этот список, конечно, никакого откровения нет — он уже не раз признавался критикой величайшим сериалом в истории, хотя, скорее всего, если вы просто включите серию-другую «Прослушки» вечерком под пиво, то сразу не поймете, за что ей столько чести.

«Прослушка» — сложная мозаика (прикидывающаяся историей о полицейских, преступниках и социальном дне), в которую сильные и слабые мира сего собираются на протяжении всех пяти сезонов.

Это история о волках и овцах (не только преступников и потерпевших, но и социально устроенных и неустроенных) без начала и конца. История о том, что систему невозможно сломить, но ей все же обязательно нужен тот, кто будет пытаться.
Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Щит / The Shield

01/4

FX, 2002-2008

«Щиту», брутальной драме о продажных копах, во время выхода в эфир досталось еще меньше внимания, чем «Прослушке». Эти два сериала шли в одни и те же годы: с 2002 по 2008-й. И, конечно же, предметом культа мог стать только один из них – из-за общего пересечения в тематике. Неудивительно, что «великой» стали называть «Прослушку», которую сам автор, Дэвид Саймон, описывает как древнегреческую трагедию. А бескомпромиссный «Щит», с его зашкаливающей жестокостью, оказался не у дел. Однако этот сериал порой превосходит «Прослушку» по части пресловутого реализма.

the-shield-chiklis-1280-720x405

«Прослушка» в своем эпическом размахе демонстрирует нам скорее падение общественных институций, но сохраняет веру в людей, в то, что в них – хотя бы иногда – могут проглядывать герои. «Щит» же концентрируется на копах, для которых не существует никаких моральных дилемм. Когда излишне самоуверенному эмигранту-наркодиллеру прижигают лицо газовой плитой – это по инерции впечатляет сильнее, чем крах профсоюза портовых грузчиков (второй сезон «Прослушки»). А редкие «герои», честные копы, страдают в «Щите» по полной программе.

Чего только стоит сцена, в которой «правильный» детектив Датч Ваггенбах после изнурительного расследования добивается признания у циничного серийного убийцы, забравшего жизнь не у одного десятка жертв. Ему аплодирует весь полицейский участок, камера берет его проход через весь участок под шум искренних оваций. А затем Датч садится в свою машину и горько плачет. Как пелось в одной хорошей песне: «Жизнь жестче, чем все, что кто бы то ни было на 35 мм снял». «Щит» к этой самой «жизни» ближе всех.
Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Светлячок / Firefly

01/5

Fox, 2002-2003

Это сейчас вы все знаете Джосса Уидона благодаря тому, что создал «Мстителей» — главную марвеловскую солянку и в смысле масштабов, и в плане кассовых сборов. Гики же знают Уидона благодаря тому, что он, ни много ни мало, написал их собственную Библию. И ему на это понадобился всего-то один сезон, после которого сериал закрыли и автоматически превратили в телевизионного мученика.

«Светлячок» по жанру — космический вестерн, но гораздо важнее то, что это сериал, к остроумию и стилистике которого так никто и не смог приблизиться. 

Капитан Малькольм Рейнольдс — закаленный в боях ветеран галактической гражданской войны, сражавшийся не на той (проигравшей) стороне, зарабатывает на жизнь мелкими преступлениями и перевозит грузы на своем корабле «Серенити» (спустя пару лет Universal снимет про него и отдельный фильм: «Миссия Серенити»). В разных участках галактики он попадает в разные по настроению, но одинаковые по уровню остроумия и вылизанности истории.

Исполнитель главной роли Нэйтэн Филлион однажды сказал, что его роль в «Светлячке» — это один из самых великолепно написанных текстов, которые ему доводилось играть. И это ни разу не преувеличение.
Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Карнавал / Carnivale

01/5

HBO, 2003-2005

Карлик Майкл Джей Андерсон – Человек из другого места, который в «Твин Пиксе» пугал своим танцем и фразами, произнесенными задом наперед – далеко не единственное украшение «Карнавала». Но, возможно, данный факт привлечет внимание потенциальных зрителей этого преступно недооцененного мистического шоу, которое HBO, испугавшись огромных бюджетных трат и заумного сюжета, прикрыл после второго сезона. Канал тратил примерно по 4 миллиона долларов на эпизод (это при том что «Игра престолов» в среднем обходится HBO в $ 5-6 млн за серию). Но оно того стоило: действие «Карнавала» происходит во времена Великой депрессии, поэтому здесь даже позаботились о воссоздании песчаных бурь.

Вкратце о сюжете не рассказать, но можно обойтись тем, что «Карнавал» – это история битвы Небес и Преисподней, причем где именно какая сторона – зрителю предстоит решать самостоятельно.

По пыльным дорогам путешествует бродячий цирк, о каждом из участников которого впору снимать отдельный сериал. К ним прибивается странный бродяга Бен: он видит причудливые сны и способен оживлять мертвых. Параллельно идет история калифорнийского священника, но постепенно эти сюжетные линии переплетаются.

О стилистике «Карнавала» можно сказать так: он определенно понравится тем, кому «Твин Пикс» кажется слишком простым и линейным, кому хочется больше запредельности и мистицизма. Уже в первой серии тут есть отличная сцена, когда женщина приходит к священнику на прием, пытается заговорить, но вместо слов заливисто блюет монетами. А еще, посмотрев «Карнавал» и порывшись на фанатских форумах, трактующих запутанный сюжет сериала, можно легко почувствовать себя участником какого-нибудь мистического ордена.
Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Сообщество / Community

01/5

NBC, Yahoo, 2009 — 

Самый изобретательный ситком всех времен и народов, который сначала закрыли, а потом снова открыли. А по количеству содержащихся в нем отсылок сериал впору считать настоящей энциклопедией, по которой можно изучать массовую культуру.

В «Сообществе» все наизнанку, от него никогда не знаешь, чего ожидать – и это, собственно, и делает шоу великим.

Дэн Хармон, создатель сериала, поиздевался примерно над всеми ситкомовскими клише – и в итоге у него получилось нечто большее, чем просто ТВ-шоу. Если взять официальную сюжетную завязку, то вроде бы «Сообщество» должно было быть про Джеффа Уингера, нагловатого и ленивого юриста, которого лишили адвокатского звания за подделку диплома. Чтобы восстановить справедливость, он отправляется за дипломом в колледж Гриндейл и попадает в группку странноватых студентов, которая состоит из одержимого киношника, сентиментального спортсмена, эмоционально нестабильной красотки, впавшего в безумное детство старика и не только.

То есть история Джеффа, которая должна была бы доминировать в стандартной ТВ-комедии, перестает быть главной: каждый остальной персонаж по значимости и красочности ничуть ему не уступает. Ну, или взять симпатию Джеффа – Бритту. То, что с ними происходит по ходу развития «Сообщества» – это неприкрытая и гениальная авторская ирония на тему унылого тропа «будут ли они вместе», который в других сериалах истрепали до невозможности. Да и вообще, сам сериал – он скорее не про сюжет и не про то, как группка эксцентричных студентов пытается учиться и общаться вместе и попадает в несуразные ситуации. Он про то, каково это – выживать в современном мире, заваленном информационными потоками и каким образом можно плавать и не утонуть в мире поп-культуры.Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Безумцы / Mad Men

01/4

AMC, 2007-2015

Трудно понять, что еще можно сказать о «Безумцах» того, что о них еще не сказано. Совсем недавно, когда сериал закончился, мы уже пытались разобраться в том, насколько удивительным образом создание Мэтью Вайнера резонировало с нашими собственными жизнями все эти восемь лет.

Вайнер привел в сериалы такую себе театральную драматургию в самом лучшем этого слова. Он изобрел свои собственные правила игры, по которым на телевидении больше не позволяли работать никому.

Он отказался от привычной «конфликтной» драматургии, вернее, вывел конфликт на небывалый уровень экзистенциализма. В конце концов, он грамотно связал две вроде как абстрактные мысли — трагедию отдельно взятого человека на фоне его консюмеристских мечт и общепринятых атрибутов счастья.

Это вряд ли возможно, но если бы пришлось выбрать из упомянутых здесь сериалов «самый великий», шанс «Безумцев» был бы, пожалуй, выше остальных.Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Остаться в живых / LOST

01/4

ABC, 2004-2010

Это шоу попало в список вовсе не из-за ностальгического чувства, когда «Загублених» показывали в украинском дубляже на телеканале ICTV, а мы все только подсаживались на культуру потребления сериалов.

Прежде всего «Остаться в живых» – пример образцовой мыльной оперы, которая «для всех» в самом лучшем понимании.

Интеллектуалы, смотря «Lost», могут строить теории касательно метафизики Острова и его центрального предназначения в жизнях персонажей или умничать на тему фатума.

А зрители попроще получают целую солянку ярких героев с запоминающимися особенностями и невероятно увлекательное развитие сюжета, за которым в принципе можно следить, не задумываясь о его многослойности. Дастин Хоффман в свое время заявил, что жизнь – это в большей степени «мыльная опера», чем кино, а персонажи хорошего мыла не стеснены жанровыми и временными ограничениями кинематографа, их можно сделать по-настоящему «трехмерными». И «Остаться в живых» замечательно иллюстрирует его слова. Эпохальный сериал, что тут скажешь.Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Игра престолов / Game of Thrones

01/5

HBO, 2011 —

Вы можете смотреть «Игру престолов» или не смотреть «Игру престолов», но факта это не отменяет. Экранизация цикла Джорджа Мартина каналом HBO стала главным доказательством тезиса о том, что сериалы — это новое кино.

И дело не только в том, что «Игра престолов» — сериал с невиданными ранее масштабами для телеэкрана. Она во многих вещах стала таким себе game changer.

Сейчас оголенные тела, изощренные сексуальные эксперименты и честное гипернатуральное насилие стало нормой для телевидения. И мы знаем кого можно за это благодарить.

Но дело тут еще вот в чем — «Игра престолов» вопреки пяти сезонам и тому, что мы ее вроде как знаем вдоль и поперек, каким-то образом не перестает удивлять даже тех, кто прочел все книги. Что уж говорить о нас, простых смертных.Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Дэдвуд / Deadwood

01/4

HBO, 2004-2006

Говоря о «Дэдвуде», нельзя не вспомнить имя его создателя Дэвида Милча – пожалуй, самого недооцененного автора на ТВ. Этот сериал – его единственная «удача» в качестве шоураннера. С дальнейшими проектами у Милча не задалось: криминальную притчу про семью серферов «Джон из Цинциннати» закрыли после первого сезона – и зрители, и критики ее просто «недопоняли». А на съемках сериала «Luck» о мире конного спорта погибло три лошади, о чем начали трубить активисты PETA и пресса, поэтому съемки проекта тоже пришлось свернуть, опять-таки, после первого сезона.

«Дэдвуд» – гиперреалистичный сериал про то, как «строилось» американское государство во время золотой лихорадки. Салуны, крепкий алкоголь, непримиримые мужские характеры, беззаконие, проститутки, грязь, богатство, пороки, борьба за власть – это образцовый вестерн, каких на ТВ на самом деле немного. А еще в «Дэдвуде» содержится лучшая драка за всю историю современных сериалов (в третьем сезоне).Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Во все тяжкие / Breaking Bad

 

01/4

AMC, 2008-2013

«Во все тяжкие» велик уже хотя бы тем, что при всем ярко выраженном авторском видении истории, он добился понимания и безграничной любви широких масс.

Удивительная штука — даже сейчас, лазя по сайтам с пиратским контентом, то и дело наблюдаешь Breaking Bad в списке топовых закачек, а между тем, с момента окончания сериала прошло уже два года!

Конечно, это история личности. (Если кто-то каким-то чудом до сих пор не знает) это история химика-неудачника, который начинает варить метамфетамин в надежде обеспечить семью после своей кончины (судя по всему, скорой). В этом деле он выходит на своего бывшего подорванного студента — и образует один из величайших телевизионных дуэтов всех времен.

«Во все тяжкие» — идеально выверенная, минималистичная и очень глубоко сделанная жанровая история. Она развлекает, впечатляет и заставляет задуматься примерно с одинаковым успехом, а это, безусловно, большая редкость в наши дни.Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Луи / Louie

01/4

FX, 2010 —

Жирный лысеющий комик в разводе, который пытается воспитывать двух дочек и принимать себя таким, какой он есть, несмотря на вагон недостатков – уже беспроигрышная комбинация для хорошей неудобной комедии. Но в случае с Луи С. К. и его сериалом можно без лишней скромности говорить о том, что оба – великие.

Луи беспощаден в своем юморе, но в первую очередь – беспощаден к себе самому.

Это главное, чем ценен его прицельно точный сарказм: первый шаг к искоренению своих недостатков – обнаружить их и выставить на самое видное место. Научиться жить с изъянами, прежде чем от них избавляться.

Поэтому сериал «Луи» – не просто гомерически смешное шоу о жизни стремительно стареющего отца-одиночки, но еще и хорошее терапевтическое средство. А про способность Луи С. К. находчиво пошутить практически в любой жизненной ситуауции впору писать отдельную статью. И запомните: «в мире есть два типа людей: те, кто признается в том, что они писают в душе, и чертовы маленькие лжецы».Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Больница Никербокер / The Knick

01/4

Cinemax, 2014 — 

The Knick — самый свежий сериал, попавший в наши импровизированный зал славы. Как и многие другие, он — исключительно авторское детище Стивена Содерберга, завязавшего с кино в пользу телевидения. Содерберг выступил не только создателем и режиссером всего первого сезона, но и честно отпахал за камерой в качестве оператора под псевдонима. Впрочем, это уже детали.

The Knick — квинтэссенция сегодняшнего телевидения в принципе.

Со всеми его натурализмами, откровенностями, особым нарративом, неоднозначными персонажами. Не говоря уж о том, что «Никербокер» использует непокрытый до этого момента сеттинг — великую, странную и ужасную медицину начала ХХ века, когда кокаином лечили, а ни о каких антибиотиках еще и не было речи.

В конце концов, The Knick — это буйство эстетики, как визуальной, так и повествовательной. Здесь царит эклектика, точно так же, как она царит во всей сегодняшней поп-культуре. Если и есть сериал, который можно без сомнений назвать новым, сегодняшним телевидением, то вот он.Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Honorable mention.

matthew-mcconaughey-true-detective

Во время составления этого списка авторов мучило множество вопросов. Как правило они касались тех сериалов, которые мы очень любим, но которые по нашему скромному мнению все же недостаточно велики для слова «главный сериал века». Но и не упомянуть их мы тоже не можем.

Итак, почетного упоминания удостоились:

«Настоящий детектив»;

«Ошибки прошлого»;

«Родина»;

«30 Rock»

«Хорошая жена»;

«Звездный крейсер «Галактика»;

«Правосудие»;

«Босс»;

«Офис»;

«Мост» (шведско-датская версия);

«Лютер»;

«Подпольная империя»;

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

2 комментария

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1
Julia Makogon

"Великий и ужасный" Вавилон 5 не удостоился почетного упоминания? )

2
Александр Ночь

А где же Преступная империя, Ганибал, Черное зеркало?

Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: