Спецпроєкти

“Я бы там долго не протянул”: Энди Уир о “Марсианине”, ботанах и своем внезапном успехе

Влад Недогибченко задал автору "Марсианина" вопросы о космосе, выживании и том, как гик внезапно стал самой нетипичной звездой Голливуда.


Энди Уир. Фото: airspacemag

В прокат выходит “Марсианин” – фильм Ридли Скотта об астронавте-ботанике, которого оставляют на Марсе одного. Энди Уир, автор одноименной книги, по которой снят фильм – пожалуй, самая нетипичная звезда Голливуда. Гик, по крупицам собиравший всю информацию для книги в интернете и открытых источниках, в свое время издал “Марсианина” самостоятельно на Amazon Kindle, просто потому читателям было неудобно листать простыни текста на его сайте. bit.ua поговорил с Уиром о его любимой научной фантастике, космосе, ботанах и внезапном успехе “Марсианина”. 

– Объясните в одном предложении – о чем ваш роман?

– Это история астронавта, который пытается выжить после того, как его случайно оставили на Марсе.

– В книге много внимания уделено научным и инженерным деталям. Какой ваш собственный научный бэкграунд и чем вы занимались до всего этого?

Я рос в Северной Калифорнии, где до сих пор живу. Мой отец был физиком в Национальной лаборатории Лоуренса Ливермора, а у матери диплом инженера-электрика, так что наверное можно сказать, что меня окружало много науки. Что касается моей карьеры, я пошел по пути разработчика ПО (был программистом 25 лет) и работал на многие компании, включая AOL и Blizzard, но всегда хотел писать художественную литературу. И всегда очень интересовался космическими программами. Так что я проделал немало исследований по собственной инициативе – для такого ботана, как я, это было весело. В какой-то момент я понял, что благодаря своим интересам я косвенно потратил всю жизнь на исследования для этой истории.

– Что вдохновило вас на создание «Марсианина»?

– Я думал о том, как лучше всего представить человеческую миссию на Марсе. Когда план стал более детальным, я начал представлять, какой она будет для самих астронавтов. Это естественно, что создавая миссию, ты думаешь о сценариях катастрофы и том, как экипаж будет их переживать. Именно тогда я понял, что у всего этого есть настоящий сюжетный потенциал.

91325

На съемочной площадке “Марсианина”. Фото: 20th Century Fox/Empire

– Вашу историю часто называют «Робинзоном Крузо на Марсе». А ведь была книга, которая так и называлась. Эти истории как-то пересекаются?

– Я никогда не читал эту книгу, но я видел фильм 1964 года. Меня часто спрашивают об этом, потому что основные сюжетные предпосылки похожи. Однако, в фильме 1964 года были пришельцы, марсианская атмосфера, позволяющая дышать и забавная ручная обезьянка у главного героя. Так что, я думаю, «Марсианин» достаточно ощутимо отличается.

– Вы можете назвать себя фанатом научной фантастики? Есть что-то любимое?

Я не помню ни одного периода в своей жизни, когда бы я не читал научную фантастику. Классические авторы 1950-х и 60-х – Хайнлайн, Кларк, Азимов – были лишь некоторыми из моих любимых.

– Вы сам – сторонник отправки человека на Марс? Вы верите, что мы в скором времени сделаем это?

– Конечно, я большой поклонник космических полетов, пилотируемых и непилотируемых. Я бы хотел увидеть высадку человека на Марс в течение своей жизни. Но верю ли я в то, что это на самом деле произойдет? Я не уверен. В отличие от 1960-х, мы не находимся в процессе космической гонки, так что это больше не приоритет. К тому же, компьютеры и робототехника очень сильно скакнула вперед со времен миссий «Аполло». Так что, рассуждая логически, вы можете задаться вопросом, зачем рисковать человеческими жизнями вместо того, чтобы просто усовершенствовать робота? Конечно, это было бы здорово, и, возможно, для этого есть достаточные причины.

– А как много в книге вольных допущений, которые в реальности не произошли бы? И есть ли такие?

– Да. Песчаная буря в начале книги, скорее всего, не могла бы произойти. В реальности, воздух на Марсе слишком разреженный, чтобы нанести серьезный ущерб, даже когда скорость ветра достигает 150 км/ч. По ощущениям это похоже на легкий бриз. У меня была альтернативная идея, чтобы оставить Марка Уотни одного – в ней тесты двигателей идут не так. Но потому я отказался от нее – история ведь о противостоянии человека и природы, и я хотел, чтобы природа сделала первый ход. Так что я пожертвовал научной точностью ради драмы.

289E1CF300000578-3079794-Andy_Weir_pictured_was_speaking_at_Nasa_s_Humans_to_Mars_Summit_-a-89_1431519492198

Энди Уир выступает в NASA. Фото: NASA

– Как думаете, насколько долго вы бы продержались на месте Марка Уотни?

– Я бы протянул совсем недолго. Я не знаю, как выращивать овощи и как устранять все те аварийные ситуации, в которые попал он. Гораздо проще написать об этом, чем сделать на самом деле.

– Каково это вообще: понимать, что книга, изданная самостоятельно (Уир сам сделал версию книги для Amazon Kindle – прим.ред) становится феноменом в сети? Ожидали ли вы, что книгу примут так, как приняли? 

– Я не подозревал, что все будет так здорово. «Марсианин» месяцами лежал в бесплатном доступе на моем сайте, и я думал, что все, кто хотел его прочесть, уже сделали это. Несколько читателей попросили опубликовать версию для Kindle, потому что так ее легче было загрузить и читать. Так что я сделал это, установив самую низкую цену, которую позволил Amazon. Когда продавалось все больше и больше копий, я просто наблюдал за этим с открытым ртом.

– А затем началась экранизация Ридли Скотта с Мэттом Деймоном в главной роли. 

– Конечно, я был поражен. Я мечтал о том, что «Марсианин» когда-нибудь станет фильмом, но не воспринимал эту идею всерьез. Даже когда Fox купила права, я думал, что они просто делают небольшие спекулятивные инвестиции. Затем к этому подключилось несколько больших имен, и вдруг все это стало гораздо более реальным. Следующее, что я узнал, был тот факт, что у фильма будет актерский состав высочайшего класса и один из величайших режиссеров всех времен.

1035x688-the-martian-DF-20590R_rgb_

На съемочной площадке “Марсианина”. Фото: Rolling Stone

– Не стало ли для вас неожиданностью, что книга, столь зацикленная на науке и технических деталях, получила такой широкий интерес читателей?

Да, определенно. Когда я писал книгу, я думал, что аудиторией будут такие же задроты, как и я. Я не ожидал, что это будет мейнстримом. Даже не представляю, что же я такого  сделал для этого. Возможно, люди любят чувство юмора Марка.

– Вы летите на Марс и можете взять с собой одну единственную книгу. Что это будет?

– Всегда сложно выбрать «самую любимую». Когда я взрослел, я обожал книги Хайнлайна больше всех на свете. Если бы пришлось выбирать одну, я бы взял его «Тоннель в небе».

– Что дальше?

Я уже работаю над следующей книгой. Это более «мягкая» научная фантастика – моя попытка создать историю про вторжение инопланетян.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь