Спецпроєкти

Что такое арабеска и почему её считают математикой в искусстве


Изобразительное искусство всегда считалось проявлением божественной милости, вдохновения, снизошедшего на художника ради сотворения им очередного шедевра. Арабески стали первым шагом в сторону от проторенного пути: тонкий математический расчет здесь победил упование на музу. Как родился этот орнамент и в чем его смысл – разбиралась наша редакция.

Арабеской называют сложный восточный орнамент, состоящий из растительных, каллиграфических и геометрических элементов. Особое распространение он получил в мусульманском искусстве по ряду определенных причин. По канонам мусульманства, единственным творцом всего живого может быть Аллах, соперничать с которым – великий грех.

Пророк Мухаммед считал, что поклонение образам людей или животных может вернуть верующих к доисламской практике служения разным проявлениям материального мира, отдалив их от Бога. На антропоморфные изображения тут наложили табу, зато появился новый вид искусства, полностью основанный на математических формах и геометрических фигурах.

01/4

 

Популярность геометрии в странах Востока – еще одна причина возникновения культа орнамента. Несмотря на то, что некоторые искусствоведы убеждают в случайности появления этого стиля, исторические заметки утверждают обратное. Так, в недавно найденном в стамбульском Дворце Топкапы свитке было обнаружено 114 геометрических узоров для росписи стен и свода, разработанных персидским зодчим в конце 15-го – начале 16-го века.

Интересно, что арабеска – одно из немногих художественных проявлений, способствующих не концентрированию внимания на изображении, а его рассеиванию. Такая абстракция вызывает своеобразный самогипноз, предназначенный для того, чтобы верующий человек мог освободить свои мысли от мирских дел.

Арабеска построена на артикуляции и умножении одного или нескольких фрагментов узора, причем, движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения своей целостности.

Чаще всего это сетка декоративных мотивов геометрического и растительного характера.

Иногда в орнамент включены и надписи, выполненные канонизированными шрифтами: “куфическим”, прямоугольными буквами арабского письма и скорописным почерком “насх”. Примечательно, что углубления на рисунке обычно окрашивали в синие или алые цвета, а более выпуклые места покрывали позолотой, что добавляло всей композиции яркости и объема.

Практически полное отсутствие фона при столь плотном заполнении пространства узорами европейские искусствоведы полушутя называют «боязнью пустоты». Восточные богословы же называют это «вечно продолжающейся тканью Вселенной».

Арабески можно встретить везде – от культовых сооружений до книг и домашней утвари. Сами каллиграфы часто называют орнамент близким по ритму и образному строю восточной музыке и поэзии.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь