Спецпроєкти

Уорхол, Данелия, Кристи: дневники, из которых можно узнать много нового


Редакция продолжает рубрику о дневниках, которые изменили мир и литературу.

В прошлый раз мы говорили о дневниках Шевченко, Оруэлла и Кобейна. Сегодня рассмотрим мемуары Энди Уорхола, Георгия Данелии и Агаты Кристи, которые объединяет интерес к жизни во всех её проявлениях.

Энди Уорхол, «Дневники, 1976 — 1987»

01/3

Дневник Уорхола — издание для людей терпеливых: не каждый сумеет осилить мемуары в тысячу страниц, да еще и с подробным описанием мельчайших деталей жизни автора. Что ел на завтрак (и сколько он стоил), куда ехал в обед (и сколько стоило такси), где ужинал (и сколько оставил чаевых) — Уорхол конспектировал решительно все. Не сам, правда, а с помощью личного секретаря Пэт Хэккэт, которая звонила ему каждое утро и в телефонном режиме записывала события его вчерашнего дня.

Уорхол вел дневник на протяжении больше, чем 10 лет — с 1976 по 1987 год. Огромное место в его жизни (и, соответственно, в мемуарах) занимали размышления о студии «Фабрика», где он и его друзья реализовывали свои художественные проекты, о редакторстве в журнале «Interview», светских вечеринках, ночных клубах и путешествиях. Стиль изложения — простой, бытовой, без заигрывания с читателем. Наверное, отчасти этому способствовало и то, что Энди не писал мемуары сам: человеку легче сболтнуть лишнее и забыть. Сидя же за печатной машинкой, ноутбуком или с блокнотом и ручкой, возникает соблазн приукрасить историю либо вовсе её переписать.

Книга наверняка понравится читателям, стремящимся узнать о закулисье американского шоу-бизнеса того времени. На страницах дневника любимые киногерои оживают и … становятся обычными людьми: вот Сталлоне подходит поблагодарить Энди, что тот нашел время посетить его премьеру, в чуть поодаль — Траволта, который опять не получил «Оскар», хотя был очень хорош в последнем фильме. Йоко Оно и Джон Леннон, Трумен Капоте и Лайза Минелли, Мохаммед Али и Брюс Спрингстин — их и многих других упоминает Уорхол, делясь своими воспоминаниями.

Иногда книга кажется смешной и откровенной, а моментами — навевает меланхолию и сопутствующие ей размышления. С долей уверенности можно предположить одно: у человека, который таки рискнет и возьмется за этот том на тысячу страниц, вряд ли возникнет желание бросить его на половине — сюжет цепляет и заставляет возвращаться к дневнику даже после долгих перерывов.

Георгий Данелия, «Безбилетный пассажир»

01/3

Книгу Данелии нельзя назвать дневником в традиционном понимании этого слова — тем не менее, режиссер собрал здесь истории своей жизни, байки со съемок, бытовые зарисовки. «Безбилетный пассажир» наверняка понравится любителям творчества Данелии — произведение такое же житейское, светлое, наполненное юмором и легкой грустью, как и его фильмы.

Почему-то при прочтении книги на ум приходят истории Евгения Гришковца: ты веришь им, поскольку почти в каждой находишь что-то о себе. Режиссер делится воспоминаниями из своей жизни и позволяет читателю увидеть атмосферу кинопроизводства того времени. Данелия рассказывает, как решил сменить карьеру в архитектуре на кино, делится комедийными моментами работы с коллегами — Леоновым, Кикабидзе, Бондарчуком, размышляет о сложностях своей профессии в советский период (цензуре, недостаточном финансировании, бюрократических моментах).

С особой теплотой мэтр рассказывает о родителях и детских воспоминаниях:

«…Она каждый день ходила через наш двор в булочную за хлебом. Она была… Даже описать ее не могу. Она была как мечта. Я долго собирался и, наконец, отважился познакомиться. Как это делается, я видел в кино.
— Девушка, который час? — крикнул я ей вслед.
— Дурак, — сказала она, не оглядываясь.
Мне было шесть лет, а ей — девять».

Читая мемуары режиссера, жизнь его кажется нам легкой и приятной. Хотя, на самом деле, таковым было просто его отношение к ней.

Агата Кристи, «Автобиография»

01/3

При упоминании имени Агаты Кристи, первое, что приходит на ум — её детективы. Талантливая писательница оставила в истории литературы не просто длинный след — её книги являются самыми публикуемыми в мире после Библии и Шекспира. Но много ли людей знает, что Агата занималась серфингом, готовилась стать оперной певицей и композитором, а во время Первой мировой работала сестрой милосердия?

Дневник писательницы увлекателен не просто из-за сюжета — увлекательной была сама её жизнь. Тем не менее, книга написана в присущем ей стиле: с английской сдержанностью, выверенной подачей фактов, с умолчанием некоторых не самых приятных эпизодов. Поражает и то, что над мемуарами Кристи трудилась около полутора десятка лет — согласитесь, такое под силу не каждому биографу. Кроме того, она описала не просто свою жизнь, но атмосферу и повадки своего времени.

Из автобиографии можно узнать о том, как этой поистине удивительной женщине удавалось совмещать роли жены, матери, хозяйки, археолога, фармацевта, исследователя и культовой писательницы. При всем этом, саму себя Агата считала любителем-графоманом и честно признавалась, что написание книг — способ улучшить свое материальное положение.

Книга понравится не только ценителям творчества Кристи, но и всем, кто интересуется историей, самореализацией (в книге ярко и правдиво описаны плюсы и минусы занятий, которые практиковала писательница), путешествиями и экстримом (кроме серфинга, Агата увлекалась еще и полетами на первых самолетах, а также пробовала свои силы в сафари и многом другом).

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь