Cпецпроекты

57-я Венецианская биеннале: 9 интересных павильонов по версии Дмитрия Терешкова


0 1888 148
Cпециально для bit.ua публицист Дмитрий Терешков отобрал павильоны и проекты, на которые все же есть смысл потратить несколько дней.

Венецианская биеннале — самый знаковый форум современного искусства в мире. В данном случае это стоит понимать с исключительно формальной точки зрения — форуму более 100 лет, на протяжении которых в его рамках было открыто немало важных для мирового искусства имен и проговорено множество глобальных вопросов. Что же касается собственно искусства здесь и сейчас, знаковость форума сводится ко всеобщей растерянности и возникшей на этой почве индифферентности в мире. 57-я Венецианская биеннале не то что не злободневна — она в большей степени походит на дизайнерское украшение самой Венеции и является таким себе атмосферным дополнением Венецианских садов и набережной Рива дельи Скьявони. Поэтому, планируя времяпровождение в Венеции, в этом году вполне резонно задуматься о том, где более уместно провести день — на Арсенале или в старом семейном кафе на острове Лидо.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАВИЛЬОН РУМЫНИИ

Румынию на 57-й Венецианской биеннале представляет ретроспектива Геты Братеску. Проект «Призраки» — успешный пример переоткрытия художника, являющегося пионером и ключевым концептуалистом своего времени и региона. Ее художественная практика исследования женской субъективности мощно резонирует с нынешней дискуссией о роли искусства. Поэтому румынский павильон стоит посетить в первую очередь — Братеску здесь одна из немногих целиком и полностью вписывается в пафосный слоган биеннале — «Viva Arte Viva». В следующих павильонах настолько выразительного воплощения того, с чем обратилась к миру главный куратор биеннале Кристин Масель, не найти.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАВИЛЬОН ГЕРМАНИИ

Немецкие художники в этом году удостоены «Золотого льва» Международной выставки современного искусства. Не просто так в дни профессионального превью здесь была невероятно длинная очередь (это особенно завораживало на фоне отсутствия вообще каких-либо очередей возле находящихся рядом павильонов Франции и Великобритании). Открытое Гитлером в 1933 году здание павильона Германии в этот раз обнесено железной решеткой и охраняется доберманами, которые встречают и провожают посетителей громким лаем. Таким образом и начинается перформанс «Фауст» художницы Анны Имхоф.  Здесь стеклянные и бетонные конструкции, отрешенные и безмолвные тела. Главное — движение и смена позиций. «Фауст» — завораживающая иллюстрация механики власти, то есть власти как процесса. «За мощную и тревожащую инсталляцию, которая поднимает насущные вопросы нашего времени, погружая зрителя в состояние дискомфорта» и был вручен «Золотой лев» в этом году.


FUTURE GENERATION ART PRIZE

Проект, который является частью официальной параллельной программы Венецианской биеннале и представлен в старинном дворце  Палаццо Контарини Полиньяк. Здесь выставка работ 21 молодого художника, которые вошли в шорт-лист 4-й премии Future Generation Art Prize, а также новые работы художников. Среди которых особенно примечателен перформанс молодого художника И. Джей Хилла, который, построив горку во дворе Палаццо Контарини Полиньяк, изобразил жизнь в сегодняшних политических реалиях. А также работа Кемана Ва Лехулере из ЮАР, намеренно грубо и при этом изящно толкающая зрителя в, казалось бы, до дыр проговоренный и понятный мир апартеида. Тот случай, когда пульсирующая прямолинейность и непосредственность делает обращение художника по-настоящему интересным. А старинный дворец Контарини Полиньяк служит прекрасным дополнением самой выставки, организованной PinchukArtCentre под кураторством Бйорна Гельдхофа.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАВИЛЬОН ЛИТВЫ

Литовский проект нужно видеть, потому что он — сложный ребус, который в отличие от множества проектов нынешней биеннале имеет разгадку. Главного в последние годы европейского союзника Украины, Литву, представляет пространственная инсталляция «R» Жильвинаса Ландзбергаса — сказочная, фантастическая, в чем-то детская структура, которая во всей своей легкости выводит на сложную личностную и социальную рефлексию. Важным акцентом проекта является ставка на чувственность. Если вы существо бесчувственное, велик шанс того, что литовский тест на эмпатию провалите. С другой стороны, провалите его в здании XVII века, находящемся в северной части Старого города Венеции. Наверное, это стоит того.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАВИЛЬОН ИТАЛИИ

Италию на биеннале представляют художники Джорджиан Кало, Роберто Куоги и Аделина Хасни-Бей. Нашего внимания стоит тревожная экспозиция Роберто Куоги, где тело Христа, выполненное из то ли воска, то ли пластика, бесконечно разлагается, усыхает, чтобы вскоре замедлиться в процессе распада и, может быть, даже восстановиться. Здесь много концов и нет начала — это новый технологичный материализм. Выставка называется The Magic World. Магия, ритуалы, вера — все то, что актуализируется всякий раз, когда мир окунается в кризис и превращается в одно сплошное торжество иррациональности.

ФИЛИПП ГУСТОН И ПОЭТЫ

Ретроспектива классика современного искусства Филиппа Густона — это полувековая история различных опытов приятеля Джексона Поллока в стенах Галереи Академия. Здесь и метафизическая живопись, и фигуративная графика, и комиксы, и абстрактный экспрессионизм. Проект «Филипп Густон и поэты» так или иначе вращается вокруг Италии, потому что здесь в свое время Густон учился и вдохновлялся художниками Возрождения. Выставка состоит из полусотни картин и 25 выдающихся рисунков начиная с 1930 года до смерти художника в 1980 году. Да и не такая уж прям классика, на самом деле. Густон всякого наворотить успел.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАВИЛЬОН КОРЕИ

Крыша и фасад корейского павильона оформлены комплексом из ярких неоновых вывесок. Таким образом, заимствуя визуальную эстетику Лас-Вегаса и Макао, художник Коди Чой иллюстрирует глобальный капитализм. Внутри павильона Чой с еще одним художником, Ван Ли, расширяет сугубо капиталистическую иллюстрацию до образа искаженной  корейской идентичности по отношению к более широкому современному миру. Здесь, например, инсталляция из артефактов покойного корейского журналиста господина «К» — от времен японского колониального господства и Корейской войны, через разделение Корейского полуострова, создание Республики Кореи и диктатуры 60-х и 70-х, до резкого скачка в экономике страны и последующей демократизации. Здесь же стена из 668 именных часов, стрелки которых двигаются со скоростью, определяющей количество времени, требуемое для того, чтобы заработать себе на еду.

ЯН ФАБР. СКУЛЬПТУРЫ ИЗ СТЕКЛА И КОСТЕЙ 1977−2017

Ян Фабр — один из немногих прославленных современников от искусства, который знаком киевским молочным хипстерам, потому что его выставка «Дань Бельгийскому Конго» относительно недавно отгремела в PinchukArtCentre — там колониальное прошлое Бельгии, зверства, которые совершались по отношению к конголезцам, крылышки жуков. В Венеции проходит новая выставка Фабра, на этот раз из стекла и человеческих костей. В здании бывшего аббатства Сан-Грегорио Фабр разместил стаю стеклянных птиц, стеклянные черепа со скелетами животных в их ртах, а также массивные объекты из человеческих костей.

ПАВИЛЬОН NSK

Здесь арт-группа Neue Slowenische Kunst представила утопическое пространство NSK State in Time («Государство NSK во Времени»). Проще говоря, NSK — это павильон виртуального, несуществующего государства. О сути проекта и о его посыле говорит хотя бы тот факт, что на открытии павильона с лекцией «Последний отсчет: Европа на пути к окончательному решению» выступил философ Славой Жижек. Пространство NSK State in Time создает оригинальную модель государства, предлагающего новый тип гражданства. Получить паспорт гражданина NSK можно прямо в павильоне. Процедура оформления занимает около получаса. Стоимость — 20 евро.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: