Ликбез: бойчукизм
7 декабря в «Мыстецьком Арсенале» откроется выставка «Бойчукизм. Проект «великого стиля», посвященная движению монументалистов XX века, чьи имена пытались стереть со страниц истории украинского искусства. Это явление не вписывалось в рамки однотипного соцреализма, за что его представители поплатились не только своим наследием, но и жизнями.
На выставке будет возможность увидеть произведения, которые все-таки удалось сберечь. Среди них – более 300 живописных и графических работ, мозаики, иллюстрации, проекты декораций и эскизы костюмов для театральных постановок, а также марионетки кукольного театра.
Мы собрали самые важные факты о Михаиле Бойчуке и его последователях, которых можно считать первыми украинскими стрит-артистами.
Все началось по инициативе молодого художника из Западной Украины Михаила Бойчука. В 1900-х парень попал во Львов, оттуда – в Польшу, закончив Краковскую школу изобразительных искусств, потом в Мюнхене и Париж, где заинтересовался популярными в то время импрессионизмом и кубизмом.
В столице Франции Бойчук подружился с земляком – художником Николаем Касперовичем. Вместе они поселились на Монпарнасе, открыли собственное ателье и начали читать лекции об искусстве для украинской диаспоры.
Вскоре к Бойчуку и Касперовичу присоединяются еще несколько художников и художниц, которые закладывают первые кирпичи нового течения в авангардизме: они решают возрождать византийское искусство, сочетая его с украинскими традициями и религиозными мотивами. Со временем это направление окрестили «неовизантивизмом».
В 1909-1910 они показывают свои работы на Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже. Европейские критики замечают новаторство бойчукистов, а французский поэт Гийом Аполлинер отмечает их нетривиальный подход к переосмыслению истории.
Следуя западной авангардной традиции, сторонники Бойчука не желают быть буквальными: их сюжеты метафоричны, а герои немного грубоваты, будто нетронуты тесаком социализма.
Бойчукисты иллюстрировали книги и журналы, занимались керамикой, создавали плакаты и даже ковры. Пытаясь быть ближе к широким массам, они выходили из своих мастерских на улицы и работали в публичном пространстве, расписывая стены городских зданий.
Вернувшись в Украину, Михаил Бойчук продолжает развивать свой стиль в украинских культурных центрах – Львове, Киеве, Харькове, Одессе. Параллельно художник занимался реставрацией церквей, так как хорошо разбирался в византийской иконописи.
В это же время на другом континенте мексиканский монументализм. Один из его представителей – заядлый коммунист и муж Фриды Кало Диего Ривера, который даже дважды приезжал в Советский Союз, однако с Бойчуком и его искусством знаком не был.
В 1917-м Бойчука избрали профессором недавно открытой в Киеве Украинской художественной школы монументального искусства, которая на несколько лет становится самым престижным художественным учебным заведением.
Бойчукисты изображали будни села с ярко выраженным окрасом украинства, что возмущало советских морализаторов. Но, с другой стороны, их крупные фрески на видных местах можно было использовать как инструмент пропаганды. Что и было сделано: со своими студентами Бойчук расписал агитационный пароход «Большевик», Киевский оперный театр для Всеукраинского съезда волостных исполнительных комитетов, крестьянский санаторий «Хаджибей» на берегу Черного моря и Краснозаводский театр в Харькове.
Однако Михаила Бойчука и его единомышленников все равно уличали в «буржуазном национализме», а их творчество называли «грубой деформацией образа советского человека».
В 1936-м Бойчука арестовали. Больше года он провел в тюрьме, а 13 июля 1937-го суд вынес приговор расстрелять художника.
Советская власть называла бойчукистов разрушителями идей коммунизма, считая их искусство слишком самобытным. Большинство работ целого направления украинского авангардизма было уничтожено, а сами художники – отправлены в ссылку или приговорены к смертной казни.
Некоторые произведения бойчукистов все-таки дошли до наших дней. Сейчас они хранятся в фондах Национальной академии искусств Украины, а также в коллекциях Львовского государственного музея украинского искусства, Национального художественного музея Украины и Львовской национальной галереи искусств имени Б. Г. Возницкого.
Самыми заметными и плодовитыми бойчукистами были Василий Седляр, Иван Падалка, София Налепинская (жена Михаила Бойчука), Оксана Павленко, Антонина Иванова, Николай Рокицкий, Сергей Колос, Тимофей Бойчук, Охрим Кравченко. Их работы будут представлены на выставке в «Мыстецьком Арсенале», которая продлится до 28 января.