Цены на проезд в Киеве не будут повышать до весны. Разбираемся, может ли вообще КГГА регулировать стоимость проезда
16 ноября в КГГА объявили о росте проезда в Киеве. С 1 января 2022-го разовая поездка в муниципальном транспорте должна была стоить 20 гривен.
Более низкая сумма за поездку – от 12 до 19 гривен – получалась, если пользоваться электронным билетом, проездным или Карточкой киевлянина. Что из этого должно быть выгоднее и как получить Карточку киевлянина – можно почитать в нашем детальном эксплейнере.
Впрочем, уже 17 ноября мэр Киева Виталий Кличко сообщил, что цены на проезд останутся неизменными до конца отопительного сезона, то есть до апреля 2022 года.
По словам Кличко, вопрос повышения цен вынесли пока только на обсуждение.
Споры насчет полномочий повышения цен на проезд
Этому предшествовало заявление главы Государственной регуляторной службы (ГРС) Алексея Кучера. По его словам, решение о повышении стоимости проезда в киевском транспорте не согласовали с ГРС. Кучер подчеркнул, что по этой причине решение могут отменить.
«Настойчиво напоминаю Виталию Кличко, что перед решением вопроса повышения стоимости проезда в транспорте необходимо обязательно получить позицию ГРС!
Если ГРС делает вывод, что это повышение нецелесообразно или неадекватно, или если Киевсовет не исследовал все альтернативные пути решения проблемы, решение не может быть принято!
Вероятность отмены акта в судебном порядке в таком случае выше даже уровня самоуверенности городских властей», – написал Кучер в своем фейсбуке (орфография и пунктуация сохранены).
В Департаменте экономики и инвестиций КГГА ссылаются на проект распоряжения «Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров и стоимости проездных билетов в городском пассажирском транспорте, который работает в обычном режиме движения». Проект, по словам представителей департамента, подготовили в соответствии со статьей 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».
При этом в ГРС ссылаются на статью 31-36 Закона об основах регуляторной политики и судебной практики по тарифам на перевозку в разрезе отмены решений из-за нарушения регуляторных процедур.
Разбираемся, кто действительно должен принимать решение об изменении цен на проезд в столичном транспорте и может ли ГРС обжаловать решение.
Кто на самом деле должен устанавливать цены на проезд в общественном транспорте Киева?
В Киеве это решение принимается распоряжением КГГА.
Объясняем детальнее и кратко:
Именно столичная Администрация устанавливает транспортные тарифы. КГГА является исполнительным органом Киевского областного совета, который обладает полномочиями регулировать тарифы на транспортные услуги (статья 28 Закона Украины о местном самоуправлении в Украине).
Согласно части первой и восьмой статьи восьмой Закона Украины «О городском электрическом транспорте», регулирование деятельности в сфере городского электрического транспорта осуществляет, в частности, КГГА в пределах своих полномочий. Это касается и установления тарифов на проезд.
Согласно припискам части третьей статьи пятой Закона Украины «Об автомобильном транспорте», КГГА имеет право регулировать тарифную политику в этой отрасли.
Попытки обжаловать повышение проезда
В 2018 году КГГА повысила стоимость проезда в городском транспорте: с четырех до восьми гривен – в наземном; с пяти до восьми гривен – в метро.
Тогда в Окружном административном суде г. Киева рассматривали иск против такого решения КГГА. Истцы утверждали: столичная Администрация нарушила процедуру выдачи распоряжения, являющегося нормативным актом. По их убеждению, это весомый повод признать решение недействительным.
Суд отказал в удовлетворении иска. Тогда они подали апелляцию, которую рассматривал апелляционный админсуд. Апелляцию тоже отклонили, и вот почему:
- суд признал, что КГГА руководствовалась нормами Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»;
- распоряжение не имеет признаков регуляторного акта, то есть не подпадает под действие закона «О засадах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»;
- КГГА при принятии распоряжения действовала в рамках украинского законодательства.
Почему власть решила поднять цены на проезд?
О возможном подорожании проезда говорилось еще с начала этого года.
У мае 2021-го Виталий Кличко заявил, что себестоимость проезда в столичном общественном транспорте составляет 15 гривен.
Тогда же «Киевский метрополитен» и «Киевпасстранс» призвали повысить цену за проезд. Предприятия аргументировали это убытками, которые потерпели из-за пандемии.
В «Киевпастрансе» назвали экономически обоснованными, по их мнению, тарифы на 2021-й:
- 21 грн – в метро;
- 25,18 грн – на проезд в наземных видах транспорта (трамвае, троллейбусе и автобусе);
- 78,90 грн – на проезд в городской электричке.
Виталий Кличко прокомментировал эти заявления так:
«Тема поднятия тарифа назрела, но могу гарантировать, что 25 или 20 гривен – до таких сумм поднимать ни в коем случае мы не планируем».
Напомним, что на днях анонсировали повышение цен до 20 гривен за разовую поездку в транспорте.