Спецпроєкти

Экологично/экономично: как украинский бизнес переходит на электротранспорт


Электромобили являются важным шагом в экологическом развитии не только нашей страны, но и мира в целом. Для Украины электротранспорт – важный способ стать более экологической страной и сократить выбросы углерода в соответствии с обязательствами, на которые мы подписались, ратифицировав Парижское климатическое соглашение.

Кроме того, электромобили не только эффективны в сокращении выбросов углекислого газа, но и экономически могут быть более эффективным способом сокращения эксплуатационных расходов на предприятиях. Рассказываем об электрокарах в Украине и о том, какое это имеет значение для воздуха, которым мы дышим.

Почему электрокары – это важно?

Обычные автомобили используют двигатели внутреннего сгорания (ДВС), как правило, работающие на ископаемом топливе. Это может быть газ или дизельное топливо. При этом электротранспорт использует один или несколько электродвигателей, питающихся от литий-ионных аккумуляторов, подключающихся, например, к нашим смартфонам и ноутбукам. Как и электронные устройства, электромобили подключаются к внешним источникам зарядки. Важно, что литий-ионные батареи меньше загрязняют окружающую среду, чем топливные двигатели. Кроме того, они часто работают более эффективно. Большинство из них имеет гарантированный срок службы 8-10 лет.

Поскольку электромобили не используют ископаемое топливо для получения энергии, у них нет определенных компонентов, имеющих транспортные средства ДВС. Например, речь о таких частях, как топливопроводы, топливные баки и выхлопные трубы. Это означает, что большинство электромобилей не выбрасывает в атмосферу углекислый газ (CO2), что помогает снизить загрязнение воздуха.

Главные преимущества электрокаров над автомобилями ДВС:

  • экологичность;
  • малый вес электродвигателя;
  • легкое обслуживание;
  • быстрая подзарядка;
  • экономичность;
  • при эксплуатации автомобиля почти нет звука;
  • отсутствие топливной системы, масла, свечей и множества других деталей, которые в обычных машинах затрудняют эксплуатацию;
  • надежность и долговечность.

Отметим, что большим преимуществом является то, что, если на бензин цены начинаются от 29 гривен за литр, на заряд электромобиля придется тратить в среднем 50 гривен в месяц. Электроэнергия остается существенно дешевле любой разновидности топлива.

Опыт европейских стран

В европейских странах стремительно распространяется использование электрокаров. Прежде всего потому, что электромобили – это самый экологический вид транспорта. Они вполне безопасны как для окружающей среды, так и здоровья людей. Второй причиной является экономичность этих автомобилей.

К примеру, в Великобритании планируют запретить продажу автомобилей с двигателем внутреннего сгорания уже в 2030 году. Правительства Нидерландов и Германии, начиная с 2025 года, хотят выпускать только экологичные автомобили, не образующие вредных выбросов. Впрочем, полностью реализовать идею планируют к 2030 году. Такие страны, как Норвегия, Дания, Швеция, Исландия, Ирландия и Словения, собираются запретить продажу автомобилей с ДВС с 2025 года. Несколько иная ситуация во Франции – там отказаться от бензиновых и дизельных автомобилей планируют до 2040 года.

Прогнозы на рынке электрокаров остаются достаточно положительными. К примеру, New Energy Finance (Bloomberg NEF) считает, что доля электромобилей в мире с годами значительно возрастет:

  • к 2025 году с 3% до 10%;
  • к 2030 году – до 28%;
  • к 2040 году в мире будет более 58% электрокаров.

Впрочем, затормозить этот процесс может недостаточное количество компонентов, что обусловлено пандемией COVID-19.

Электротранспорт и Украина

Для нашей страны важным и актуальным вопросом является уменьшение выбросов CO2. В июле прошлого года Украина в соответствии с Обновленным национальным определенным взносом в Парижскую хартию по климату (НОВ2) утвердила условия сокращения к 2030 году выбросов парниковых газов на 65% от уровня 1990 года. К примеру, благодаря устойчивой экологической политике к 2030 году в Украине планируют довести долю электротранспорта во внутреннем сообщении до 75%.

Какая ситуация сейчас?

Крупные международные предприятия, функционирующие в Украине, активно начали двигаться к переходу на электротранспорт. К примеру, после того, как шведская компания IKEA перешла на использование солнечной и ветровой энергий, ее следующим решением стал переход на электромобили. Следовательно, запланировано, что предприятия в 30 странах полностью перейдут на электротранспорт. В Украине магазин IKEA еще совсем молод, его открыли в 2021 году. При этом в компании уверенно развивают стратегию устойчивого развития.

«В 2021 году мы открыли наш первый магазин в Украине и начинаем двигаться по пути создания стратегии устойчивого развития, которое охватит многие вопросы, выходящие за рамки наличия электромобилей. Речь, например, и о переходе на 100% возобновляемую электроэнергию. Источники энергии, который позволит заряжать наши электромобили, важны для нас и они должны соотноситься между собой. Мы еще не начали наш путь к перевозкам с нулевыми выбросами в Киеве, но планируем двигаться по нему в ближайшие несколько лет, поскольку наша амбиция – осуществлять все наши поставки до 2025 года на транспорте с нулевыми выбросами», – говорят в IKEA.

IKEA считает лучшим доступным экологическим решением электромобили, поскольку источник энергии может быть более экологичным, чем у бензиновых авто, и, конечно, в движении они не создают выбросов. Впрочем, не отрицают, что в будущем сосредоточатся и на автомобилях на топливных элементах или других технологиях.

«Мы не ищем специфические электромобили. Мы предпочитаем говорить, что для нас важен транспорт с нулевыми выбросами. Речь о том, что любое установившееся решение с нулевыми выбросами на каждом рынке станет приоритетом в нашем выборе. IKEA стремится внести вклад в соблюдение Парижского соглашения, в котором, в частности, говорится, чтобы удержать уровень выбросов углекислого газа на низком уровне, чтобы уменьшить влияние на изменение климата и способствовать уменьшению загрязнения воздуха. Из-за ухудшения состояния воздуха в крупных городах, таких как Киев, все больше городов, вероятно, будут запрещать передвижение бензиновых авто по центру города. Также мы хотим быть уверены, что покупатели смогут получить доступ к нашему предложению благодаря доставке товаров транспортом с нулевыми выбросами», – объясняют в представительстве.

Впрочем, на этом компания не остановилась. IKEA решила создать собственные электромобили для городских условий. Важным моментом является то, что электрокар можно собрать самостоятельно как конструктор. Несмотря на небольшие размеры автомобиля, туда при необходимости можно поместить велосипед или детскую коляску.

Электротранспорт используют и в компании Carlsberg Ukraine. Там это один из способов сокращать выброс углерода во время производственного процесса.

«В Carlsberg Ukraine действует Программа по устойчивому развитию «ЦЕЛЬ 4 НУЛЯ: вместе ради будущего». Программа нацелена на сведение к нулю углеродного следа, потери воды, безответственное потребление и несчастные случаи.

В компании мы используем электропогрузчики. Они служат более экологичной альтернативой газовым или дизельным, поскольку уменьшают выбросы парниковых газов автопарком. Это преимущество помогает бизнесу быть постоянным.

Например, в 2020 и 2021 годы наш электрический автопарк позволил не выбросить в атмосферу почти 2 500 тонны СО2 по сравнению, если бы мы использовали складскую технику на LPG (сжиженном пропан-бутане). Невыброшенная в атмосферу 2 500 тонны углерода можно перевести в километры, чтобы четче понять, сколько это будет.

К примеру, авто со стандартом «евро-6» выбросило бы столько СО2, преодолев примерно полпути до Марса. Выбросы углекислого газа автомобилями «евро-6» должны составлять менее 130 граммов на километр пути», – рассказывает старший менеджер по пивопроизводству, устойчивому развитию и инновационным проектам Carlsberg Ukraine Юрий Гук.

Первым, кто закупил электротранспорт в Украине, стал холдинг МХП. Он приобрел электрические фургоны MAN eTGE, которые используются при доставке продукции МХП.

«Кто-то должен быть первым!» – именно так звучит слоган MAN Truck & Bus, которая первой привезла электрические фургоны в этой весовой категории eTGE.

Что насчет украинского производства?

Украинская компания Coolon Motors приступит к коммерческому производству электрических грузовиков Coolon уже в этом году. В первый год производитель планирует выпустить две тысячи электромобилей. В дальнейшем Coolon хочет активизироваться и нарастить темпы производства до 20 тысяч автомобилей в год.

«Цель создания проекта – это решение проблемы отсутствия коммерческого электротранспорта. Высокая первоначальная стоимость не позволяет бизнесу инвестировать в экологичность своего логистического звена. Средний возраст коммерческого транспорта в Украине не превышает 18 лет. Большинство грузовиков – старые дизельные машины без фильтров, катализаторов и с истекшим сроком эксплуатации. Мы опросили и изучили потребность более 700 предприятий Украины. Затем разработали простой автомобиль с акцентом на надежность и низкую стоимость. Нашли компромисс между характеристиками и стоимостью», – рассказывает CEO у COOLON Виталий Брызгалов.

«Об улучшении ситуации с выбросами: кроме прямого снижения выбросов в городах от транспорта мы ожидаем уменьшения выбросов за счет выравнивания дневного и ночного потребления электроэнергии. Это позволит увеличить долю более дешевой и экологической атомной энергии. В Украине атомную энергию часто упоминают в контексте с Чернобыльской аварией, но та авария вызвана людьми, а не фундаментальными вещами. На сегодняшний день это самая чистая и СО2 нейтральная технология, которая при условии надлежащего уровня безопасности должна быть в авангарде всех энергосистем. Для существенного влияния на энергосистему нам нужно от двух миллионов электрических автомобилей», – объясняет Брызгалов.

Среди компаний, которые в ближайшие годы планируют производить электрокары, также:

  • львовский «Электрон»;
  • одесско-днепровское предприятие «Татра-Юг»;
  • запорожский ЗАЗ;
  • луцкий «Богдан»;
  • закарпатский «Еврокар»;
  • черниговский «Эталон».

Производство электромобилей в Украине является действительно перспективным направлением, а их использование – необходимой составляющей для обеспечения надлежащих экологических и экономических условий. Несмотря на то, что электротранспорт еще остается относительно новой технологией, он продолжает становиться все более совершенным и устойчивым.

Поскольку загрязнение воздуха, вызванное из-за транспортных средств ДВС, остается одной из самых актуальных проблем, электромобили предлагают как потребителям, так и предприятиям как разумную альтернативу более чистому будущему.

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram
Мы в Телеграме
подписывайтесь