18 главных фильмов 2014 года
bit.ua продолжает подводить итоги года. Мы уже выбрали 7 лучших сериалов 2014-го, а теперь Владислав Недогибченко составляет обязательный минимум фильмов, которые нужно посмотреть.
Сразу небольшая поправка: в список попали лишь те фильмы, которые вышли в прокат или были доступны в Украине в этом году. Поэтому, к сожалению, вы не найдете в нем определенно заслуживающих внимания “Мистера Тернера”, “Охотника на лис”, “Стрингера” и других примечательных картин.
Она
О чем:
О том, что женщина остается женщиной, даже если сделана из микросхем и искусственного интеллекта. А еще об одиночестве поколения, увязшего в технологиях.
Почему нужно смотреть:
Потому что эта тема больше нигде не раскрыта, тем более так остроумно. Потому что Спайк Джонз молодец, а у Хоакина Феникса смешные усы. Потому что “виртуальный секс” приобретает в этом фильме новый смысл.
Нимфоманка
О чем:
Сначала четырёх-, а потом и пяти с половиной часовое препарирование секса в привязке к любви и без привязки к оной.
Почему нужно смотреть:
Потому что это старина Ларс фон Триер собрал серьезных актеров, которые превращают изначально провокативное кино в, в общем-то, сентиментальный диагноз.
Выживут только любовники
О чем:
Об андерграундных нью-йоркских вампирах и их неторопливой жизни.
Почему нужно смотреть:
Потому что Джим Джармуш снова на коне и на этот раз перебирает косточки богемной тусовки, замаскированной под вампиров. Каждый кадр как тщательно выстроенная фотография. Каждая сцена полна нюансов. Одним словом, Джармуш, каким мы его любим.
Стражи галактики
О чем:
О команде “притрушених” и их приключениях в космосе.
Почему нужно смотреть:
Потому что это самое остроумное, смешное и динамичное приключение, которое дал нам 2014 год. Енот-ракета, “Я – Грут”, песня Hooked up that feeling – даже если вы еще не посмотрели фильм, то что-то из этого точно уже успели полюбить. Marvel все еще заставляет верить в будущее.
Отель “Гранд Будапешт”
О чем:
О том, как Уэс Андерсон видит старушку-Европу.
Почему нужно смотреть:
Потому что никто больше не смотрит на старушку-Европу, как Уэс Андерсон. И уж точно больше никто не умеет так рассказывать вроде бы не самые обязательные истории. Все маст-хэв элементы вроде бегающего Билла Мюррея, невыносимой симметрии кадра и дурацкой прически кого-то из героев (в данном случае досталось Эдриену Броди) – соблюдены.
Внутри Льюина Дэвиса
О чем:
О блуждающем по 60-м кантри-музыканте.
Почему нужно смотреть:
Братья Коэны сделали, пожалуй, самый смиренный и сентиментальный фильм за долгие годы. Трагическая нежность – вот как можно охарактеризовать “Внутри Льюина Дэвиса”. Как и грустное кантри внутри фильма, сам он – мастерски переданное настроение, которое еще долго не выходит из головы.
Грань будущего
О чем:
О том, что уметь менять будущее – не так круто, как кажется на первый взгляд.
Почему нужно смотреть:
Может быть, “Грань будущего” – фильм на один раз, но уж точно сделанный на кураже и не банально. А в современном жанровом кино – это редкость.
Исчезнувшая
О чем:
О том, куда порой заводят отношения.
Почему нужно смотреть:
Сделайте себе одолжение: возьмите свою вторую половинку (а лучше – жену или мужа), усадите за экран, отключите мобильные телефоны и проглотите гениального Финчера. После этого вы никогда не будете смотреть друг другу в глаза так же, как до этого.
Враг
О чем:
О том, каково это: сходить с ума и встретить свое альтер-эго.
Почему нужно смотреть:
Не пугайтесь, если к середине фильма полностью перестанете понимать, что к чему – так надо. Сложно сказать, по какой причине “Враг” прошел у нас более или менее незамеченным. Это запутанная, но крепкая во всех смыслах работа Дени Вильнёва и Джейка Гилленхолла.
Волк с Уолл-стрит
О чем:
О деньгах. Об очень больших деньгах.
Почему нужно смотреть:
Нам серьезно нужно объяснять, почему нужно смотреть фильм Мартина Скорсезе с одной из лучших ролей ДиКаприо за всю его биографию?
Ветер крепчает
О чем:
О том, как мальчик Дзиро мечтал стать летчиком, а встретил любой всей жизни.
Почему нужно смотреть:
Потому что это последняя и, пожалуй, самая серьезная работа Хаяо Миядзаки. “Ветер крепчает” – очень тонкая и “кинематографичная” драма, разве что исполненная в анимации. Здесь есть все, за что мы вот уже много лет любим Миядзаки: символизм, небанальная история, неповторимая визуальная культура. Все, и даже немного больше.
Племя
О чем:
О буднях специализированного интерната для глухонемых. А еще о любви.
Почему нужно смотреть:
Да хотя бы потому, что ни один украинский фильм до этого не нашумел так же сильно (и который при этом умудрились не отправить на “Оскар”). При чем “Племя” нашумело вполне оправданно: при всей жесткости происходящего на экране, фильм Слабошпицкого впечатляет прежде всего историей о людях, а не чернухой на тему инвалидности в Украине.
Левиафан
О чем:
О современной России художественно.
Почему нужно смотреть:
Как и “Племя” для Украины, “Левиафан” – довольно жесткий диагноз современной России. Он рассказывает историю человека, живущего на севере, и построившего там с отцом дом и мастерскую. Внезапно его жизнь начинает рушиться, а вместе с ней – надежды на светлое (по крайней мере ближайшее) будущее.
Побудь в моей шкуре
О чем:
О том, как героиня Скарлетт Йоханссон буквально снимает шкуру с жителей Шотландии.
Почему нужно смотреть:
От “Побудь в моей шкуре” сквозит Кубриком, и это хорошо. Вы не отыщете здесь ответов на вопросы, возникающие один за другим, но бескомпромиссная эстетика повествования в фильме Джоната Глейзера готова удивлять. А еще – отличная работа Скарлетт Йоханссон.
Одержимость
О чем:
О том, куда заводит настоящая страсть к тому, что ты делаешь.
Почему нужно смотреть:
Фильм о том, как гениальный Дж. К. Симмонс унижает своего ученика-барабанщика, заставляя его буквально стирать пальцы в кровь, стал победителем “Санденса”. И не зря. Если коротко: это безумно страстный фильм о пределе человеческих возможностей, а также о том, стоит ли оно того – расширять границы этих пределов.
Два дня, одна ночь
О чем:
О том, что нужно продолжать бороться.
Почему нужно смотреть:
Братья Дарденны умудрились снять невероятно простое, но при этом и весьма честное кино о том, как девушка убалтывает 12 сотрудников отказаться от премии в 1000 евро, только чтобы ее не увольняли с работы. По Дарденнам, мир все еще не без добрых людей, даже когда в это сложно поверить. А еще – очень мощная роль Марион Котийяр, но это вы и так знаете.
Интерстеллар
О чем:
О космосе в человеческой душе и за ее пределами.
Почему нужно смотреть:
Потому что если вы его все еще не посмотрели, то вам должно быть стыдно. “Интерстеллар” переизобретает нарратив научной фантастики, рассказывая об отцах и детях. А попутно закручивает фирменный нолановский аттракцион.
Юность
О чем:
О детстве, молодости и старости.
Почему нужно смотреть:
Потому что “Юность” – пожалуй, главный фильм года. И беспрецедентный во многих отношениях. Он снимался в течение 12 лет, за время которых одни актеры успели превратиться из трогательных детей в аляповатых дылд, а другие – вплотную приблизиться к порогу старости. Но даже не это самое главное. “Юности” удивительным образом удается искать смысл жизни в совершенно обычных бытовых сценках и мимолетных эмоциях без накручивания лишних драм и жанровых пошлостей. И находить его.