Cпецпроекты

Архитекторы Беретти: как отец и сын строили столицу


0 3168 20
Красный корпус, Университетская обсерватория, Владимирский собор – редакция разбирается, какие здания появились в Киеве благодаря Викентию и Александру Беретти.

Kbaretti_v

В продолжение материала об известном архитекторе Владиславе Городецком, мы решили разобраться, кто еще в прошлом создавал тот Киев, по улицам которого мы сегодня ходим.

Викентий Беретти родился в России, где и закончил учебу в архитектурном классе Петербургской Академии художеств. В 1834 году он получил предложение поучаствовать в конкурсе на создание проекта Киевского университета, а годом позже ему таки поручили составление сметы будущего строительства. Два года Беретти совмещает обе свои профессии – зодчего и профессора Академии художеств, что заставляет его постоянно перемещаться между Киевом и Петербургом. Частые переезды негативно сказывались на работе мастера, вследствие чего император Николай I освободил его от профессуры, и архитектор полностью перебрался в Киев, где и прожил до конца своих дней.

Пожалуй, самым известным зданием Беретти-отца остается Красный корпус Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Он выполнен в стиле русского классицизма и представляет собой замкнутый квадрат с внутренним двором и длинной фасада больше 145 метров. В то время улицы Владимирской еще не существовало – вместо нее были дикие поля, поэтому архитектор сделал здание презентабельным и с восточной стороны (современный фасад), и с западной (со стороны Ботсада).

8666693387_f4946cbfd9_cФото: elektraua.info

Корпус задумывался очень монументальным: при его планировании избегали мелких деталей и вычурного декоративного убранства, которые бы отвлекали от контраста лаконичной плоскости стен и мощных колонн. В архитектуре использовано много металла: это и фонари, и перила лестниц, и чугунные капители колонн. Со стороны главного фасада здание 3-этажное, но есть также цоколь. Так, на первом и третьем этажах размещались кабинеты, музеи, архивы, библиотека. На втором была университетская столовая, а на четвертом – общежития, квартиры и кабинеты преподавателей и карцер. Поначалу стены здания были белыми, но потом, по образцу Зимнего дворца в Петербурге, окрашены в красно-коричневый оттенок. В 1935 году была предпринята попытка изменить его на абрикосовый, но она потерпела неудачу.

8666693387_f4946cbfd9_cФото: ubr.ua

Второй «визитной карточкой» Викентия Беретти в Киеве стал Киевский институт благородных девиц, построенный в 1843 году на улице Институтской. Здание также выполнено в стиле русского классицизма, а его «изюминкой» был рельеф с пеликаном, кормящем своих птенцов – символ родительской любви. По задумке архитектора начали возводить каменный корпус на 4 этажа, флигель, прачечные, конюшню и колодец. На первом этаже тут находилась приемная, квартира управляющей, больница и комнаты служащих. На втором располагалась столовая, комнаты классных дам, зал собраний, библиотека. Третий этаж был отдан под дортуары воспитанниц, а подвал отводился для кухни и бани. Также в здание находились 2 церкви: католическая и православная. Вокруг здания был разбит сад с дорожками и беседками.

Судьба сложилась таким образом, что Беретти-отцу не довелось увидеть ни одного своего завершенного строительства в Киеве – все его проекты оканчивал сын Александр. Так случилось, например, с Университетской обсерваторией. Она была возведена на местности, всего на 15 м ниже абсолютного максимума Киева (ул. Воровского) – такое расположение было одобрено и императором Николаем I, и астрономом Василием Федоровым, который возглавил научное заведение.

meridian

На стене двухэтажного корпуса до сих пор расположена табличка с координатами «Киевского меридиана», сделанными им еще в 1845 году. Особое внимание привлекает тут павильон-башня для размещения оптического линзового телескопа-рефрактора. В проекте Беретти она сначала была предусмотрена в центре главного здания на верхнем ярусе, но позже ей таки отвели отдельное сооружение. Купол павильона вращается и можно наблюдать любой участок небосвода.

Baretti_o

Одаренным художником проявил себя и сын Викентия Александр. Его авторству принадлежит Первая киевская гимназия, увековеченная в романе М. Булгакова «Белая гвардия» (теперь Желтый корпус Киевского университета). В его Анатомическом театре, сразу после возведения признанным одним из лучших в Европе, теперь размещается Музей медицины, а в бывшем пансионате графини Левашовой располагается Президиум национальной академии наук Украины. Кроме того, Александр выступил соавтором проекта Владимирского собора, который стал его последней работой. Когда собор был выстроен до куполов, стены дали глубокие трещины. Одни упрекали в этом архитектора Ивана Штрома, которому принадлежала идея и расчеты, другие – Беретти, который якобы не смог организовать нечистых на руку подрядчиков, использовавших материалы низкого качества. Строительство спасали другие, а Александр переехал в дом на бульваре Хмельницкого возле собора, где и прожил до конца своих дней.

vladimirsky_sobor_1Фото: zametkin.kiev.ua

Переоценить вклад обоих Беретти в архитектуру Киева тяжело, поскольку они возводили классические здания там, где до этого были поля и пустыри. Кроме того, делалось это при отсутствии местных мастеров, хороших материалов и благоприятных для строительства условий. Тем не менее, им удалось задать свое направление в развитии архитектурного дела столицы и её внешнего вида до наших дней.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: