Спецпроєкти

Существование в виртуальной реальности: рассказываем о метавселенной, в которой мы будем жить в будущем


Недавно Марк Цукерберг заявил, что Facebook скоро станет не просто компанией, а целой метавселенной.

Затем об этом заговорили многие другие компании, и оказалось, что за построение метавселенной есть конкуренция, и в будущем на рынке появится много различных метавселенных.

Что такое метавселенная, где придется жить нашим детям и внукам? Как она будет работать, и разве мы сейчас в ней не живем?

bit.ua немного заглянул в будущее и рассказал, как будет выглядеть мир.

Если хотите очень глубоко погрузиться в тему, советуем «учебник» из девяти частей по теме метавселенной Мэттью Болла (Matthew Ball).

Что такое метавселенная?

Понятие метавселенной впервые появилось в киберпанковском романе Нила Стивенсона «Лавина» 1992 года.

В книге она называлась metaverse и была описана как трехмерная виртуальная реальность, которая объединяет два мира – цифровой и физический.

С тех пор понятие цифровой реальности часто эксплуатировали в масскульте, хотя и сама его идея старше романа Стивенсона. Параллельно с развитием технологий тема метавселенной становилась все более реальной.

Сейчас метавселенной называют такой себе «Интернет 2.0» – виртуальную вселенную, состоящую из связанных между собой трехмерных виртуальных пространств.

В довольно близком будущем способ взаимодействия с интернетом и сам интернет изменятся. Вместо современного «плоского» интернета появится объемный, а мы физически окажемся внутри сети, будем видеть 3D-объекты и сможем с ними взаимодействовать.

Первые ростки будущей метавселенной

Фактически мы уже живем в полноценной метавселенной, только ранней версии. Назовем ее «Метавселенная-1».

Интернет уже неотделим от реальной жизни: мы заказываем домой еду и вызываем такси через приложения, расплачиваемся смартфоном в супермаркетах и ​​24/7 можем сидеть в Instagram или TikTok.

В виртуальном мире мы влияем на реальный, в реальном – на виртуальный; кажется, пора уже перестать эти миры разделять.

Фундамент для метавселенной уже заложен, но человечеству не хватает технических возможностей дополненной и виртуальной реальностей, которые необходимы для полноценного технологического скачка. Сейчас мы являемся свидетелями развития этих технологий и их вхождения в повседневность.

Если объяснять на примерах, вспомним одно из самых интересных проявлений нового мира – цифровой вандализм в 2017 году.

Художник Джефф Кунс вместе со Snapchat создал арт-проект – установил в Центральном парке Нью-Йорка виртуальную скульптуру, которую можно было увидеть через приложение на смартфоне.

Другому художнику Себастьяну Эррасурису этот перфоманс не очень понравился, и он завандалил скульптуру Кунса. Виртуально завандалил виртуальными граффити виртуальную скульптуру.

В 2016-2018 годы была популярной игра Pokémon GO: игроки выходили на реальные улицы и с помощью камер смартфонов искали виртуальных покемонов. Тогда приложение загрузили более чем 500 миллионов раз во всем мире.

Возвращаемся в 2021 год, где люди активно «носят» цифровую одежду, а виртуальные инфлюенсеры – такие как Astra Starr – «ходят» на встречи с настоящими людьми. Сейчас есть место для роботизованных секс-кукол, виртуальных офисов, порно с цифровыми инфлюенсерами, криптовалюты и NFT-аукционов.

Дополненная, виртуальная и реальная реальности все больше сплетаются, и это только начало.

Очки дополненной реальности – следующий большой технологический прорыв

Сразу вспоминаются Google Glass, которые провалились из-за того, что технология была слишком сырой и не готовой к выпуску. Сейчас мы говорим о рабочих и удобных массовых AR-очках, которые являются одним из факторов прыжка от «Метавселенной-1» до «Метавселенной-2,3,4».

История о цифровом вандализме, которую мы упоминали выше, имела существенные технические недостатки.

Чтобы увидеть искусство, нужно было достать и разблокировать смартфон, зайти в приложение, найти нужный фильтр и навести камеру. Это не очень удобно, в отличие от тех же очков: девайс уже на вашем лице, нужно выбрать фильтр или настройки и наслаждаться дополненным миром.

Рано или поздно должен появиться метафильтр, внутрь которого разные пользователи будут добавлять свой контент: от дизайнов ресторанов и статуй на площадях до небоскребов и виртуальных созданий.

Помните серию «Черного зеркала» о социальном рейтинге: там, где рядом с лицом каждого человека был его профиль в соцсетях?

Судя по тому, что Facebook первым заявляет о подготовке к созданию метавселенной, сочетание соцсетей и дополненной реальности является одним из ближайших возможных шагов.

Из-за проблем с конфиденциальностью это скорее будет работать для бизнес-аккаунтов, чем для личных: смотришь на вывеску ресторана и узнаешь его рейтинг у пользователей, понравился товар на полке – сразу оформляешь доставку на дом.

Кроме того, очки дают возможность полной кастомизации окружения. Если тебе не нравится район, в котором ты живешь, целый город, интерьер своей или другой квартиры, лица людей в метро, включай фильтр и меняй все, что хочешь.

Шлемы виртуальной реальности – массовая технология для следующего технологического прорыва

Когда говорят о метавселенной, чаще всего вспоминают книгу и фильм «Первому игроку приготовиться».

В том вымышленном мире (на самом деле не столь уж и вымышленном) была игра OASIS. В этой игре люди ходили в школу и на работу, в театр, кино и ночные клубы.

Корпорации Facebook принадлежит один из крупнейших производителей шлемов виртуальной реальности Oculus, поэтому будущее в стиле «Первого игрока» может быть близким.

Первым шагом в этом направлении стала Horizon Workrooms. Эта среда для конференций в виртуальной реальности. Гарнитура Oculus передает голос и движения, но вместо настоящей внешности – внешность аватаров.

Разработчики игры Fortnite пошли значительно дальше: в игре можно устроить совещания и посиделки с друзьями, арт-выставки, музыкальные концерты и тому подобное.

Добавьте шлем виртуальной реальности, и будет почти OASIS.

Fortnite – не единственный игровой бренд, который сейчас несется к созданию метавселенной. Например, есть платформа Roblox, где можно создавать собственные миры со своими правилами.

Кроме этого, существует онлайн-игра Second Life, главная механика которой – повседневная жизнь в виртуальной реальности. В Minecraft можно создать почти любой кубический мир, и это тоже вполне годится для социальной активности, как и Grand Theft Auto Online, где можно ходить в бары, зависать дома и кататься на любом транспорте.

Звучит так, будто через год уже все будут жить в метавселенной, но нет, и вот почему

Чисто технически полноценная метавселенная, как в научной фантастике, пока невозможна. Нужен еще десяток (или десятки) лет, чтобы о ней можно было говорить как о реальности.

Нынешний интернет слишком медленный, вычислительные возможности компьютеров недостаточны, серверов мало. В целом современный интернет построен на протоколах, которые делают невозможной виртуальную или дополненную реальность тех масштабов, о которых мы фантазируем.

Если нужно узнать о технических проблемах подробнее, снова отсылаем к «учебнику» Мэттью Болла.

Другая проблема связана с совместимостью платформ – точнее с несовместимостью. Если объяснять проще, вещи из Fortnite невозможно взять в Counter Strike; игры с PlayStation не запускаются на Xbox; альбомы в Spotify нельзя перенести в Apple Music.

Есть вариант, при котором компании не договорятся между собой о метавселенной, а мы будем иметь несколько платформ на выбор и жить в параллельных мирах. Буквально.

Другой вариант очень утопический: компании будут работать внутри одной метавселенной по одинаковым правилам для всех, с совместимыми технологиями и совместимыми цифровыми активами.

Hand holds smartphone with type of cryptographic NFT marketplace with art sale

Кстати, шаг ко второму варианту уже сделан. NFT позволяет оформить право собственности на цифровой актив и продать его на любом NFT-аукционе или классическом аукционе.

Возможно, в будущем благодаря NFT или похожей технологии аватары, персональные данные и предметы можно будет переносить из вселенной во вселенную.

Вопросы, которые всех беспокоят, но на которые пока нет ответа

Острее встает вопрос киберпреступности. Сейчас остаться без аккаунта в соцсети страшно, а остаться без целой вселенной – гораздо страшнее.

Также законы стран нужно будет адаптировать к виртуальной реальности. Например, в Украине нельзя производить и распространять порнографию, а в будущей метавселенной возможны виртуальные бордели, вебкам-студии и аналоги OnlyFans.

По логике, пользователей с украинскими IP не будут пускать в такие места.

Несколько кликов в VPN, и твой IP уже в другой стране, поэтому существование подобного закона не имеет смысла. Вероятно, для всемирной AR/VR-реальности будут разработаны всемирные законы.

Также большим вопросом остается власть корпораций, которая только увеличится. Прямо сейчас крупные IT-гиганты формируют наше мировоззрение, загоняя в информационные пузыри и влияя на психику. В метавселенной их влияние будет только расти.

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram
Мы в Телеграме
подписывайтесь