Существование в виртуальной реальности: рассказываем о метавселенной, в которой мы будем жить в будущем
Недавно Марк Цукерберг заявил, что Facebook скоро станет не просто компанией, а целой метавселенной.
Затем об этом заговорили многие другие компании, и оказалось, что за построение метавселенной есть конкуренция, и в будущем на рынке появится много различных метавселенных.
Что такое метавселенная, где придется жить нашим детям и внукам? Как она будет работать, и разве мы сейчас в ней не живем?
bit.ua немного заглянул в будущее и рассказал, как будет выглядеть мир.
Если хотите очень глубоко погрузиться в тему, советуем «учебник» из девяти частей по теме метавселенной Мэттью Болла (Matthew Ball).
Что такое метавселенная?
Понятие метавселенной впервые появилось в киберпанковском романе Нила Стивенсона «Лавина» 1992 года.
В книге она называлась metaverse и была описана как трехмерная виртуальная реальность, которая объединяет два мира – цифровой и физический.
С тех пор понятие цифровой реальности часто эксплуатировали в масскульте, хотя и сама его идея старше романа Стивенсона. Параллельно с развитием технологий тема метавселенной становилась все более реальной.
Сейчас метавселенной называют такой себе «Интернет 2.0» – виртуальную вселенную, состоящую из связанных между собой трехмерных виртуальных пространств.
В довольно близком будущем способ взаимодействия с интернетом и сам интернет изменятся. Вместо современного «плоского» интернета появится объемный, а мы физически окажемся внутри сети, будем видеть 3D-объекты и сможем с ними взаимодействовать.
Первые ростки будущей метавселенной
Фактически мы уже живем в полноценной метавселенной, только ранней версии. Назовем ее «Метавселенная-1».
Интернет уже неотделим от реальной жизни: мы заказываем домой еду и вызываем такси через приложения, расплачиваемся смартфоном в супермаркетах и 24/7 можем сидеть в Instagram или TikTok.
В виртуальном мире мы влияем на реальный, в реальном – на виртуальный; кажется, пора уже перестать эти миры разделять.
Фундамент для метавселенной уже заложен, но человечеству не хватает технических возможностей дополненной и виртуальной реальностей, которые необходимы для полноценного технологического скачка. Сейчас мы являемся свидетелями развития этих технологий и их вхождения в повседневность.
Если объяснять на примерах, вспомним одно из самых интересных проявлений нового мира – цифровой вандализм в 2017 году.
Художник Джефф Кунс вместе со Snapchat создал арт-проект – установил в Центральном парке Нью-Йорка виртуальную скульптуру, которую можно было увидеть через приложение на смартфоне.
Другому художнику Себастьяну Эррасурису этот перфоманс не очень понравился, и он завандалил скульптуру Кунса. Виртуально завандалил виртуальными граффити виртуальную скульптуру.
В 2016-2018 годы была популярной игра Pokémon GO: игроки выходили на реальные улицы и с помощью камер смартфонов искали виртуальных покемонов. Тогда приложение загрузили более чем 500 миллионов раз во всем мире.
Возвращаемся в 2021 год, где люди активно «носят» цифровую одежду, а виртуальные инфлюенсеры – такие как Astra Starr – «ходят» на встречи с настоящими людьми. Сейчас есть место для роботизованных секс-кукол, виртуальных офисов, порно с цифровыми инфлюенсерами, криптовалюты и NFT-аукционов.
Дополненная, виртуальная и реальная реальности все больше сплетаются, и это только начало.
Очки дополненной реальности – следующий большой технологический прорыв
Сразу вспоминаются Google Glass, которые провалились из-за того, что технология была слишком сырой и не готовой к выпуску. Сейчас мы говорим о рабочих и удобных массовых AR-очках, которые являются одним из факторов прыжка от «Метавселенной-1» до «Метавселенной-2,3,4».
История о цифровом вандализме, которую мы упоминали выше, имела существенные технические недостатки.
Чтобы увидеть искусство, нужно было достать и разблокировать смартфон, зайти в приложение, найти нужный фильтр и навести камеру. Это не очень удобно, в отличие от тех же очков: девайс уже на вашем лице, нужно выбрать фильтр или настройки и наслаждаться дополненным миром.
Рано или поздно должен появиться метафильтр, внутрь которого разные пользователи будут добавлять свой контент: от дизайнов ресторанов и статуй на площадях до небоскребов и виртуальных созданий.
Помните серию «Черного зеркала» о социальном рейтинге: там, где рядом с лицом каждого человека был его профиль в соцсетях?
Судя по тому, что Facebook первым заявляет о подготовке к созданию метавселенной, сочетание соцсетей и дополненной реальности является одним из ближайших возможных шагов.
Из-за проблем с конфиденциальностью это скорее будет работать для бизнес-аккаунтов, чем для личных: смотришь на вывеску ресторана и узнаешь его рейтинг у пользователей, понравился товар на полке – сразу оформляешь доставку на дом.
Кроме того, очки дают возможность полной кастомизации окружения. Если тебе не нравится район, в котором ты живешь, целый город, интерьер своей или другой квартиры, лица людей в метро, включай фильтр и меняй все, что хочешь.
Шлемы виртуальной реальности – массовая технология для следующего технологического прорыва
Когда говорят о метавселенной, чаще всего вспоминают книгу и фильм «Первому игроку приготовиться».
В том вымышленном мире (на самом деле не столь уж и вымышленном) была игра OASIS. В этой игре люди ходили в школу и на работу, в театр, кино и ночные клубы.
Корпорации Facebook принадлежит один из крупнейших производителей шлемов виртуальной реальности Oculus, поэтому будущее в стиле «Первого игрока» может быть близким.
Первым шагом в этом направлении стала Horizon Workrooms. Эта среда для конференций в виртуальной реальности. Гарнитура Oculus передает голос и движения, но вместо настоящей внешности – внешность аватаров.
Разработчики игры Fortnite пошли значительно дальше: в игре можно устроить совещания и посиделки с друзьями, арт-выставки, музыкальные концерты и тому подобное.
Добавьте шлем виртуальной реальности, и будет почти OASIS.
Fortnite – не единственный игровой бренд, который сейчас несется к созданию метавселенной. Например, есть платформа Roblox, где можно создавать собственные миры со своими правилами.
Кроме этого, существует онлайн-игра Second Life, главная механика которой – повседневная жизнь в виртуальной реальности. В Minecraft можно создать почти любой кубический мир, и это тоже вполне годится для социальной активности, как и Grand Theft Auto Online, где можно ходить в бары, зависать дома и кататься на любом транспорте.
Звучит так, будто через год уже все будут жить в метавселенной, но нет, и вот почему
Чисто технически полноценная метавселенная, как в научной фантастике, пока невозможна. Нужен еще десяток (или десятки) лет, чтобы о ней можно было говорить как о реальности.
Нынешний интернет слишком медленный, вычислительные возможности компьютеров недостаточны, серверов мало. В целом современный интернет построен на протоколах, которые делают невозможной виртуальную или дополненную реальность тех масштабов, о которых мы фантазируем.
Если нужно узнать о технических проблемах подробнее, снова отсылаем к «учебнику» Мэттью Болла.
Другая проблема связана с совместимостью платформ – точнее с несовместимостью. Если объяснять проще, вещи из Fortnite невозможно взять в Counter Strike; игры с PlayStation не запускаются на Xbox; альбомы в Spotify нельзя перенести в Apple Music.
Есть вариант, при котором компании не договорятся между собой о метавселенной, а мы будем иметь несколько платформ на выбор и жить в параллельных мирах. Буквально.
Другой вариант очень утопический: компании будут работать внутри одной метавселенной по одинаковым правилам для всех, с совместимыми технологиями и совместимыми цифровыми активами.

Hand holds smartphone with type of cryptographic NFT marketplace with art sale
Кстати, шаг ко второму варианту уже сделан. NFT позволяет оформить право собственности на цифровой актив и продать его на любом NFT-аукционе или классическом аукционе.
Возможно, в будущем благодаря NFT или похожей технологии аватары, персональные данные и предметы можно будет переносить из вселенной во вселенную.
Вопросы, которые всех беспокоят, но на которые пока нет ответа
Острее встает вопрос киберпреступности. Сейчас остаться без аккаунта в соцсети страшно, а остаться без целой вселенной – гораздо страшнее.
Также законы стран нужно будет адаптировать к виртуальной реальности. Например, в Украине нельзя производить и распространять порнографию, а в будущей метавселенной возможны виртуальные бордели, вебкам-студии и аналоги OnlyFans.
По логике, пользователей с украинскими IP не будут пускать в такие места.
Несколько кликов в VPN, и твой IP уже в другой стране, поэтому существование подобного закона не имеет смысла. Вероятно, для всемирной AR/VR-реальности будут разработаны всемирные законы.
Также большим вопросом остается власть корпораций, которая только увеличится. Прямо сейчас крупные IT-гиганты формируют наше мировоззрение, загоняя в информационные пузыри и влияя на психику. В метавселенной их влияние будет только расти.